18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Максим Холодилин: «Мой дом – это убежище от некрасоты»

Карлсон, как известно, улетел, но обещал вернуться. И не обманул: вернулся в Уфу и даже обзавелся здесь собственным домом. Творческая мастерская Максима Холодилина, создателя галереи X-MAX – настоящий домик Карлсона. Трехуровневое пространство находится в мансардном этаже над крышей многоэтажки. Внутри – множество произведений искусства, разных ценностей и артефактов.

Граффити московской команды стрит-арт художников 310squad

Граффити московской команды стрит-арт художников 310squad

Слева на стене – незаконченная работа Рашита Нурмухаметова

Слева на стене – незаконченная работа Рашита Нурмухаметова

Я здесь живу, это мой дом. Тут вот бар: какой дом без бара? Напротив входной двери – выход на крышу. Изначально пространство не предназначалось для жизни, я создавал его как художественное произведение. Тогда, лет пятнадцать назад, мне хотелось осмыслить сущность дома и воплотить ее в пространстве. Первобытные люди воспринимали свое жилище как убежище, и мне тоже нужно было убежище – от некрасоты. В процессе реализации мы балансировали между китчем и иронией: все-таки я далек от того, чтобы быть серьезным человеком. А сейчас домик стал моей внешней оболочкой, я в ней лечу сквозь звезды во Вселенной. 

В процессе реализации мы балансировали между китчем и иронией

Граффити снаружи делал Паша Знаг и московская стрит-арт группа 310squad. Эти же ребята в свое время расписывали Pravda Bar. Чтобы зайти в дом, нужно пройти через японские ритуальные врата – тории, украшенные тибетскими колокольчиками. Врата символизируют переход от повседневной суеты к молитвенной возвышенности – в нашем случае с изрядной долей иронии, конечно. В Японии такие ворота стоят на пути к храму и отмечают начало священной территории. Дальше гостей встречают флажки с буквами «Говно с дымом». Конечно, из этих же букв можно собрать «С Новым годом» – просто дети, которые их вешали, перепутали порядок. Это еще и своего рода мантра: буквы написаны на тибетских флажках лунг-та. Считается, что когда ветер треплет флажки, то молитвы устремляются в небеса.

Самые разные маски ручной работы, туми, кипу, фото с дочерью

Самые разные маски ручной работы, туми, кипу, фото с дочерью

В доме собрана большая коллекция картин. Одна из моих любимых – работа Рашита Нурмухаметова, классика советского реализма. Она не закончена, но это придает ей своеобразный шарм: лицо башкирской девушки будто прорывается сквозь холст к зрителю. Пианино возле обеденного стола расстроено, играть на нем невозможно, а мне нужно было здесь яркое пятно, поэтому я превратил его в носитель для картинки. Изобразил на нем ягодицы дамы, лежащей на боку: работа называется «Муза». Гобелен, который висит рядом, куплен в Брюгге. На стене – семь масок ручной работы из Гватемалы. В местечке Чичикастенанго, откуда я их привез, есть огромный католический собор. Очень атмосферное место: прямо у входа дымится жертвенник, на котором только сожгли животное. Внутри собора еще три жертвенных алтаря, а в углу в отдельном пределе сидит пожилой шаман и гадает на бобовых зернах – предсказывает будущее. Чувства всевозможных верующих при этом ничто не оскорбляет. Мне, к сожалению, он тоже погадал, хоть я и просил не говорить ничего о моей судьбе. В результате все сбылось.

Трон уфимского архиепископа, рояль и ударная установка

Трон уфимского архиепископа, рояль и ударная установка

Резное навершие шкафа – копия ворот на стадион Энфилд в Ливерпуле

Резное навершие шкафа – копия ворот на стадион Энфилд в Ливерпуле

На втором уровне – мой тронный зал: отсюда я управляю Вселенной на аутсорсе. Обратите внимание на кресло: это настоящий трон, седалище уфимского архиепископа, сделанный еще до революции. Панорамное окно позади украшено моей работой, оммажем Наилю Байбурину. В центре композиции – коровий череп с отметкой, а вокруг него – лезвия настоящих кос. Все вместе напоминает геральдический знак, а символизирует колесо Сансары, которое режет нужные головы в нужных местах. Табуретки у рояля рядом с троном сделаны из позвонков кашалота. В соседней комнате находится мой кабинет: я англоман, поэтому не мог обойтись без зеленого дубового кабинета с библиотекой, как в Британском парламенте.

Карслон, по сути, ангел – на это как минимум летучесть указывает

В библиотеке много редких книг. Есть прижизненный Пушкин: первое издание «Капитанской дочки». Прижизненный суммарный тираж Пушкина по самым смелым оценкам составлял не более десяти тысяч экземпляров, а в действительности их гораздо меньше, тысяч пять. Наша семейная реликвия – «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, изданный при Петре Первом, с золотым обрезом и княжеским вензелем на форзаце. Чтобы придать библиотеке законченный вид, мы скопировали в дубе кованое навершие ворот Шенкли на стадионе Энфилд в Ливерпуле с надписью «You’ll Never Walk Alone», девизом клуба.

Первое издание «Карлсона, который живет на крыше» на русском языке

Первое издание «Карлсона, который живет на крыше» на русском языке

Еще одна жемчужина моей библиотеки – первое издание «Карлсона, который живет на крыше» на русском языке. Книга вышла в 1957 году в переводе Лилианны Лунгиной. Иллюстрации, которые в ней использованы, выполнила Илон Викланд, подруга Астрид Линдгрен. Они считаются каноническими, потому что сама писательница одобрила рисунки. Советский мультфильм недалеко отошел от этих образов, хотя полностью переосмыслил книгу. Шведский Карлсон – хулиган и трикстер, а путь к постижению его образа сложен. Не сразу понимаешь, что он, по сути, ангел – на это как минимум летучесть указывает. Наши мультипликаторы превратили Карлсона в даосского монаха. Он разговаривает даосскими максимами: «Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки, дело житейское» – вот это все.

Иллюстрации Айрата Терегулова к сказкам Шарля Перро, размещенные на уровне детских глаз

Иллюстрации Айрата Терегулова к сказкам Шарля Перро, размещенные на уровне детских глаз

Миниатюрный сборник рассказов Франца Кафки

Миниатюрный сборник рассказов Франца Кафки

В комнате, где раньше был кинозал, сейчас живет Глаша, моя дочь. Здесь же находится галерея для самых юных гостей: работы висят на уровне детских глаз. Это иллюстрации к «Золушке» и «Спящей красавице», которые никогда и нигде не выставлялись. Их автор – Айрат Терегулов, нынешний директор музея имени Нестерова. За стеной раньше стояло оборудование «Сотела»: когда они обанкротились, я выкупил у них пространство и оборудовал его для жизни. Сделал спальню, гардеробную, ванную комнату. Над изголовьем кровати висит очень важная для меня картина Расиха Ахметвалиева «Подражание иконе», которая удивительно «вросла» в собрание икон, крестов, ритуальных масок и других культовых предметов, привезенных из путешествий со всех концов света.

Крутая лестница на антресоль «вразбежку»

Крутая лестница на антресоль «вразбежку»

Почему я открыл свой дом-мастерскую для посещений? Скажу откровенно. Во-первых, то, что вы увидите, изначально создавалось как некое произведение, и мне хочется показать его зрителю. Во-вторых, галерея современного искусства X-MAX сейчас переживает непростые времена. Она все тринадцать лет существования была некоммерческим, социальным проектом, который финансировали мы с партнерами. Но бизнес, как и у многих других, пострадал от пандемии, а перевести галерею в режим самоокупаемости невозможно. Чтобы оплачивать коммуналку и выдавать скромную зарплату сотрудникам, нужны какие-то деньги, да и проекты выставочные делать бесплатно не получается. Поэтому, если вы хотите поддержать современное искусство в Уфе, велкам на экскурсию в мой сказочный домик! Прийти можно индивидуально или группой до десяти человек, это стоит тысячу рублей с человека. Я с удовольствием покажу вам все экспонаты, попьем чаю или кофе. Как говорил мой дедушка, есть две доминанты общения: гостеприимство и благодарность. Эти прекрасные люди в этот прекрасный день могли выбрать любой другой дом, но пришли именно к тебе – а значит, нужно быть им благодарным. Гость в нашем доме – не обуза, а честь для хозяина. Эти слова я воспринимаю как некий родовой завет.

Текст: Эльвира Галиева
Фото: Руслан Давлетбердин

Материал из номера:
Декабрь 2021 — Январь 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: