Магия керамики: как создавались произведения искусства в Уфе?

Если вы все еще не верите поговорке: «Выберите работу по душе – и вам не придется работать ни одного дня в жизни», то вот вам наглядный пример. Семья художников-керамистов Таран – люди, которые всю жизнь остаются верны себе, искусству и своим отношениям.

Михаил и Ирина Таран вместе сорок шесть лет. Их семья – настоящий творческий союз, долгий и крепкий: два художника-керамиста, каждый – со своей позицией в искусстве и самобытным стилем. Они как Фрида Кало и Диего Ривера, как Пахмутова и Добронравов, как Йоко Оно и Джон Леннон... Вместе работают, вместе живут и ведут хозяйство, вместе растили детей, теперь заботятся о внучке.

«Мы учились в Кубанском университете, познакомились в кружке керамики, поженились еще студентами. В конце 1970-ых переехали из Краснодара в Уфу, друг-художник позвал: "В Башкирии природа красивая"», – рассказывает Ирина Таран.

Республика приняла молодежь радушно: заказы в фонде Союза художников, выставки и творческое комьюнити. Но в новой экономике 1990-ых художественному фонду места не оказалось. «Тогда я стала делать керамические бусы. Клиентками были городские «звезды» - ведущие башкирского телевидения, – говорит Ирина. – Теперь такие заказы снова появились, для стиля "бохо"».

  • Работа Михаила и Ирины Таран

  • Работа «Лунный поцелуй»

  • Работа Михаила и Ирины Таран

С тех пор этой парой многое сделано: фасады театров, персональные выставки, много концептуальных серий керамики, а еще мастер-классы для взрослых и детей. Теперь занятия не проводят. «Это все непросто. Мы не гончарная студия, у нас искусство, а в искусстве нужно жить. Сейчас таких запросов немного. А создание керамики – кропотливый долгий труд», – мягко объясняет Ирина.         

Работы художников представлены в коллекциях музеев и выставлены в арт-галереях. Они делают чудесные авторские вазы и изразцы. Есть частные, очень special заказы: художественные панно и камины, ставшие главными арт-объектами в доме.

Михаил и Ирина Таран до сих пор работают, по отдельности и вместе. «Мастерская – в доме через дорогу. Я просыпаюсь и иду туда. Миша – тоже», - говорит Ирина. Даже сейчас, после сапфировой свадьбы, их споры о творческих идеях – это страсть. «С новой идеей я сначала хожу, рисую эскизы, размышляю. А Миша сразу: «Чего говорить, надо делать!»

Об искусстве керамики они говорят тоже по-разному. Михаил по-мужски, лихо: «Керамика – дама капризная». А Ирина с женской практичностью: «Керамика – это графика и скульптура одновременно».

Текст: Юлия Суслова

ufasobakaru,
Комментарии

Наши проекты