Мусалим Кульбаев: «Театр – это артель, в которой бесценен вклад каждого человека»

Художественный руководитель Национального молодежного театра имени Мустая Карима, лауреат Республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича, который в этом году отметил пятидесятилетний юбилей, в ноябре ставит спектакль «Республика ШКИД».

Вы ведь учились на историческом факультете. Как оказались в театре?

Можно сказать, случайно. В молодые годы я больше увлекался другими направлениями – музыкой, например. Но поступил на заочное отделение исторического факультета в Кабардино-Балкарский университет и искал работу. Однажды проходил мимо театра, и мне так понравилось, что там происходит: беспорядочно лежали какие-то элементы бутафории, мишура. Я решил зайти и до сих пор не вышел.

Это было у вас на родине – в Нальчике?

Да, в 1986 году пришел в Русский драматический театр имени Горького монтировщиком сцены, и помню, первую зарплату получил 65 рублей. А самое удивительное, что этого хватало. Уже практически завершая учебу на историческом, я поступил на режиссерский факультет Театрального института имени Б. Щукина. Какое-то время учился параллельно в двух вузах на заочных отделениях.

Как вы оказались в Уфе?

Руководитель моего курса Александр Паланичев имел давние дружеские отношения с Уфой и Башкортостаном, был председателем государственной экзаменационной комиссии в Уфимском институте искусств. Когда Стерлитамакский театр искал режиссера, он порекомендовал нас друг другу. С 1996 по 1999 годы я проработал там, а потом меня пригласили в Молодежный театр в Уфу.


Театр — это дело коллективное, это артель, в которой бесценен вклад каждого человека

Вы работали в театре в самых разных качествах и должностях. Каких именно?

Я был монтировщиком, осветителем, звукорежиссером, заведующим музыкальной частью и режиссером-постановщиком. А сейчас знание многих внутренних процессов и профессий мне очень помогает. Мне всегда нравилась эта структура и работа в ней.

Как вы выбираете произведения для постановок?

Вещь обязательно должна зацепить — это минимальное требование, то есть для начала мне самому должно быть интересно. Но при этом не обойтись без современного звучания. Люди придут в зал, только если спектакль  вызывает отклик в душе.

Естественно, нужно предлагать то, что можно осуществить в условиях нашего театра. В Большом театре труппа может быть человек 300, а у нас 60, к примеру. Значит, условно «Война и мир» у них явно пойдет в другой форме, по сравнению с нами. Мы должны иметь возможность достойно осуществить задуманное. При этом спектакль должен волновать всю постановочную труппу, только в таких случаях бывают заметные, успешные проекты.

Ваша новая работа — «Республика ШКИД». Это произведение актуально сейчас?

Оно проникнуто молодой созидательной энергией, ощущением перспективы и построения нового мира. Как и любое классическое произведение, оно актуально всегда. Что в нем вечного? Сейчас тот самый момент, когда мы вправе ожидать, что юное поколение — это та самая сила, которая непременно поднимет нашу страну на высокий уровень. Только им не надо мешать, а лучше чуть-чуть помочь. Тогда их неуемная энергия будет направлена в позитивное и правильное русло.

У тех, кто знает повесть, всплывает в памяти фильм 1969 года. Действие происходит в двадцатые годы прошлого века: голод, нищета и разруха. Люди тратят время и жизнь на ребят из притонов, колоний и подворотен, проявляют к ним внимание, уважение и человеческое отношение. А результат превосходит все мыслимые и немыслимые ожидания. Это настоящий педагогический подвиг!


Мы хотим создать мир, отличный от современного. Чтобы у человека, побывавшего на спектакле, сложилось ощущение, что он побывал на другой планете

Кто работает над постановкой?

У нас была задача создать ощущение отдельно взятого островка, но при этом сохранить реалистичность общей среды. Творящееся вокруг безумие должно остаться за забором. Конечно, поставленной цели мы достигали всей командой, и постановочная группа собралась очень любопытная. В качестве художника мы пригласили Наталью Белову, а главной по костюмам стала Екатерина Осколкова. Обе они из Санкт-Петербурга, но хорошо знакомы с нашей республикой. Наталья – разноплановый художник, с ней я давно хотел осуществить совместную работу. А Екатерина — очень молодой и талантливый мастер. У нас замечательный хореограф Ирина Филиппова, с которой мы давно работаем. За музыкальное оформление отвечает Ильшат Яхин, для него этого боевое крещение. В качестве заведующего музыкальной частью спектакля он работает впервые. Вообще спектакль не предполагает много авторской музыки. Скорее, придется делать много всевозможных трансформаций, ведь мы поем блатные пионерские песни. С таким материалом нужно работать вживую — изучать, играть на инструментах, собирать импровизированный «оркестр с ложками и поварешками».

Чего ждать зрителям?

Мы надеемся, что будет интересно и музыкально, как ни странно, ведь речь идет о детдоме закрытого типа. Каких-то спецэффектов не предвижу, поскольку история не предполагает чудес и превращений, но должна получиться атмосфера доброты и человечности. Это не так уж мало и очень важно.


Мусалим Кульбаев – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан. Родился в Кабардино-Балкарии. До пятого класса мечтал служить во внешней разведке. Любит готовить блюда восточной кухни и все, что связано с мясом, играет на гитаре. Женат, воспитывает дочь

ufasobakaru,
Комментарии

Наши проекты