18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

«Я сама смотрю и смеюсь, и плачу»: режиссер Ольга Мусина о постановке «Я – кулак. Я – А-Н-Н-А»

В преддверие премьеры спектакля уфимского Молодежного театра «Я – кулак. Я – А-Н-Н-А» «Уфа.Собака.ru» пообщалась с создателем постановки, режиссером Ольгой Мусиной, и выяснила, как ставить на сцене пьесу, где главная героиня – глухая.

Кадр с предпремьерного прогона

Кадр с предпремьерного прогона

Пьеса Марты Райцес о глухой с рождения двенадцатилетней девочке стала призером множества театральных конкурсов – вошла в шорт-лист «Маленькой ремарки», получила «Корнейчуковскую премию» и выиграла конкурс «Я – автор» Театра драмы им. Комиссаржевской. Популярным произведением в сентябре прошлого года заинтересовалась творческая группа режиссера Ольги Мусиной, которая представила зарисовку про девочку Анну на «Мастерской сказок» в уфимском ТЮЗе. Актеры продумали начальные сцены, а позже режиссер Ольга Мусина решила поставить и всю пьесу.

Ольга признается, что в произведении ее привлекла не только необычная история подростка, но и своеобразный язык, который будет понятен всем. Анна мечтает обрести друга, но умеет разговаривать только языком жестов, и ей нелегко найти понимание среди сверстников.

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

– Это совершенно необычная пьеса. И к ней надо было искать нестандартные режиссерские ходы. Работа очень трудоемкая, учитывая, что нас поставили в жесткие временные рамки – на работу дали всего 17 репетиций. И зритель увидит то, что мы успели сделать в очень короткие сроки, – делится режиссер. – Например, свет доставили за день до генеральных репетиций.

Все действие спектакля разделено на эпизоды, название которых высвечивается на экране. Этот прием, как и способ существования актеров в некоторых эпизодах, отсылает зрителя к классике немого кино. Само повествование идет от имени глухой девочки, и ее образ на сцене создают сразу две актрисы.

Ольга Мусина, народная артистка РБ:

Роль одной из главных героинь исполняет Светлана Бронникова. Она, собственно, и есть Анна. Задача актрисы – передать зрителю внутренний мир героини через пластику, мимику и язык жестов. Конечно, за короткое время репетиционного периода у актрисы не успел сформироваться навык языка жестов, поэтому текст сильно сокращен. Светлана учила новый для нее язык вместе со специалистом, который во время репетиций следил за правильностью воспроизведения. Вторая актриса – Элина Гусева – внутренний голос девочки и единственный в этом спектакле звук. Она воспроизводит текст пьесы, написанный Мартой Райцес. Нам очень хотелось бы, чтобы, когда в зрительном зале окажется человек, который не слышит, ему и без слов было понятно, что происходит на сцене, и чтобы эта история его задела не меньше, чем слышащего текст зрителя. Конечно, это архисложная задача, но верим, что у нас получится. Сил вложено много, любви тоже.

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

Кадры с репетиций

В спектакле, несмотря на рейтинг «12+», много мрачных эпизодов – показаны коррекционный класс, где учится Анна, и издевательства одноклассников. По сюжету, Анна уходит из дома и отправляется к океану с единственным близким ей существом – рыбкой Джеком Лондоном. Режиссер сначала предполагала, что будет звучать только голос девушки без музыки. Но позже приняли решение добавить действию ритма, дополнили все происходящее музыкой, как поясняет режиссер – «темой любви, дружбы, темой глухоты».


Зритель должен смотреть спектакль тихо

– Хотелось бы, чтоб постановка была интересна и детям, и взрослым любого возраста. На премьеру детей позвали через Общество глухих. Для этой пьесы нет готовых решений и стандартных ходов. Работа над ней – это активный процесс поиска. А затем – проверка на зрителя и, возможно, продолжение поиска. Нам очень интересно, как будут реагировать зрители. Сама я на репетиции и смеюсь, и плачу, – рассказала режиссер Ольга Мусина.

Как найти себя в мире без звуков, зрители узнают уже 20 февраля. Следующий спектакль ожидается только 15 марта.

Текст: Алена Олина
Фото: пресс-служба Национального молодежного театра РБ им. Мустая Карима

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: