Клоунов вызывали? Чем и как живет уфимский театр в гриме De Bufo

De Bufo – один из самых самобытных и узнаваемых театральных проектов Уфы. Выступления этих клоунов и мимов нередко можно увидеть на детских праздниках, благотворительных мероприятиях и крупных городских событиях. Как с нуля создать театр пантомимы и клоунады, рассказывает директор Анастасия Гайнанова.

  • vk.com/de_bufo

Как вообще появилась идея открыть такой театр?

С жанром пантомимы я познакомилась, еще когда училась в институте искусств на режиссера драматического театра. Тогда я работала на мероприятиях: мы с партнером были дуэтом мимов. Позже дуэт перерос в трио и даже квартет. В 2015 году я попала на обучение к артисту Дэвиду Шайнеру из «Цирка дю Солей», а также к клоунам и артистам «Росгосцирка». Дэдив произвел на меня огромное впечатление. Я поняла, что хочу большего и готова сама ставить спектакли. Вернувшись в Уфу, собрала знакомых — и мы приступили к работе над спектаклем «Фамилия», нашей первой театральной постановкой.

В каком году официально открылся театр De Bufo?

Официальной даты нет, но мы ведем отсчет с 2015 года, с подготовки первого спектакля. Премьера «Фамилии» прошла в 2016-м в ресторане MusicHall27. Герои постановки – клишированные персонажи, а место действия спектакля – тоже ресторан: забавно было среди обычных гостей за столиками Music Hall видеть и наших актеров, искавших официанта.


Этот спектакль за первые три месяца мы показали 13 раз. И до сих он входит в наш репертуар

Вы сразу стали директором De Bufo?

Да, если честно, никогда не думала, что вообще когда-нибудь стану директором. Думала, буду просто играть в драматическом театр. С Сашей Мариным, нашим художественным руководителем мы познакомились еще в институте, и я сразу оценила его прекрасное чувство юмора. Поэтому, когда появился De Bufo, я не раздумывая позвала его сыграть в «Фамилии». Самое интересное, что он сыграл в нем почти все роли. А теперь и сам делает постановки.

  • vk.com/de_bufo

Сколько сейчас человек в труппе?

Все наши артисты – выпускники института искусств, которых объединили жанры пантомимы и клоунады. Никто не знал, как это правильно играть: мы учились по видеоурокам, что-то подсматривали у зарубежных коллег, искали специалистов в нашем городе, просили их ставить нам номера. Наработав какой-то материал, начали придумывать сами. К нам стали приходить выпускники театральных вузов из других городов и те, кто получил дополнительное образование на курсах актерского мастерства в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас у нас сборная из 20 профессиональных актеров, режиссеров, художников и драматургов, четверо из них живут в Санкт-Петербурге и приезжают на выступления, либо играют спектакли у себя в городе.

Вы часто выступаете на благотворительных мероприятиях. А зарабатывать-то удается?

Мы часто проводим благотворительные и просто бесплатные показы. Но, конечно, все наши актеры работают за деньги, ведь каждый из них хочет, чтобы театр – его любимое дело – стал главным источником дохода.


Но это сложно. Поэтому у всех нас есть и другая работа

Вы много где выступаете, включая «Арт-Квадрат» и Гостиный Двор. Есть ли какая-то основная площадка?

Вопрос площадки для всех частных театров стоит остро. Мы второй год базируемся во втором корпусе библиотеки имени Заки Валиди на улице Октябрьской Революции, 10. Но это библиотека, там висят картины. Чтобы сделать зал подходящим для выступления, приходится завешивать все стены, поднимать из подвала поддоны и сооружать зрительный зал с амфитеатром. Все это мы делаем сами – у нас нет монтировщиков и грузчиков. Иногда выступаем на других площадках, но там у нас меньше возможностей. Например, в «Арт-Квадрате» мы многого сделать не можем, потому что помещения предназначены под аренду и кому-то может не понравиться, что мы делаем со стенами. Для качественной работы, конечно, нужны свет и декорации. А еще мы теперь не просто театр, а творческая коллаборация: делаем проекты разных экспериментальных жанров – недавно попробовали устроить театральный квест. Это иммерсивный спектакль, в котором зрители не просто участвуют в постановке, но реально влияют на ход действий. При наличии собственной площадки мы смогли бы создавать больше проектов.

  • vk.com/de_bufo

У обычных театров летом, как правило, перерыв в работе. У вас тоже?

У нас не сезоны, а уличные и «площадные» периоды. Например, летом мы можем выступать под открытым небом, а зимой вынуждены искать помещения. Большая часть выступлений проходит в теплое время года – летом мы много ездим по другим городам. 

Кстати, часто происходят экстремальные ситуации. Например, когда мы в Туле играли уличную версию спектакля «Лыба», где в одной из сцен корабль попадает в шторм, началось настоящее буйство стихии с сильнейшим дождем и ветром. Но зрители не покинули площадку, а сидели под дождевиками, накрылись полиэтиленом и досматривали спектакль. Этим летом появилась настоящая традиция – каждый раз, играя спектакль «Клюква», мы попадали под дождь. Девять раз за сезон.


А однажды к нам в спектакль пришла собака – и мы включили ее в действие постановки

Расскажите о вашем текущем репертуаре.

Мы ставим спектакли в жанре пантомимы – работаем без слов. Наша цель – сохранить этот универсальный, понятный каждому язык, а также дарить тепло и эмоции, которые нужны всем. В текущем репертуаре три детских, два универсальных и три взрослых спектакля. «Фамилию» мы показали в нескольких городах России, он и сейчас один из любимых, с ним мы побывали на гастролях в Литве. В 2017 году выступали на «Клоун-Фесте» со спектаклем «Клюква» и эстрадными номерами. Взяли там много призов, но главный – «Открытие» – наверное, самый памятный. Сейчас работаем над еще одним детским спектаклем «А подарки будут?», который будем показывать в Новый год.

Чем еще занимается De Bufo?

В этом году мы провели собственный двухдневный фестиваль уличных театров «Айда фест», где показали свои спектакли. Выступали на фестивале и другие театры: «СоЛу» (Санкт-Петербург), Asaf N'Roll (Израиль), Modern Dance Theatre (Уфа), «МТМ им. МенЯ» (Уфа), «НоС» (Санкт-Петербург), «Легкие крылья» (Альметьевск), «РеспубликаХ» (Уфа), «Туки-Луки» (Пермь) и многие другие. В следующем году планируем провести и второй «Айда фест»: нам уже прислали множество заявок на участие со всей страны. Также в театре есть своеобразные курсы клоунского мастерства – мы помогаем развиваться всем, кому нравятся жанры пантомимы и клоунады.

А по поводу планов? Есть какие-то намеченные точки развития?

В этом году во время гастролей в Санкт-Петербурге мы побывали на курсах Анвара Либабова  из театра «Лицедеи» и Павла Мансурова. Мэтры, на которых мы равнялись много лет, стали теперь нашими зрителями и оценили наши постановки. Неделя в Санкт-Петербурге зарядила энергией и дала хороший материал для новой работы. К восьмому марта мы планируем поставить спектакль о женщинах, очень хотим привезти в Уфу испанского клоуна Карла Мо, работающего в институте Новой Клоунады и хотим познакомить город с этим крутым жанром. В общем, и планов, и работы много!

Текст: Татьяна Холостых

ufasobakaru,
Комментарии

Наши проекты