18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Частушки под техно и выступление на острове Ольхон: знакомьтесь, Магуля Мезинова – ее музыка звучит в спектаклях уфимских (и не только!) театров

Магуля создала композиции для двенадцати постановок, некоторые из них становились номинантами «Золотой маски» и участниками всероссийских фестивалей. Она рассказала нам, над какими спектаклями и фильмами работала и как провела свой перформанс.

Магуля Мезинова

Магуля Мезинова

Вы сами нашли свой первый заказ? 

Когда я была студенткой композиторского отделения Академии искусств, занималась танцами с Ольгой Даукаевой. А она не только преподает, но и делает перформансы. Как-то Ольга попросила меня написать музыку для ее представления. Затем для еще одного, и еще, и еще – так я начала сочинять композиции для перформансов. А первую музыку для постановки я написала тоже примерно в это время – это был спектакль-квест Ufo по произведению Ивана Вырыпаева. Зрителю выдавали маршрут, и люди перемещались по пространству, где звучала моя музыка. В конце они выходил на крышу, где я уже играла на фортепиано. Этот спектакль ставили в лайфстайл центре «Башкирия», Music Hall 27 и Молодежном театре.

Как считаете, для композиторов нужно академическое образование или желание и энтузиазм важнее?

Вообще, работать именно над сочинениями к спектаклям и фильмам нигде не учат. У меня есть среднее специальное и высшее образование. Сначала я окончила музыкальный колледж, потом поступила в УГАИ им. Исмагилова на композитора. Мы много работали с музыкантами, писали циклы фортепианных пьес, еще для хора и симфонического оркестра. Это меня увлекло, и я в свободное время начала сочинять электронную музыку, лично я, научилась всему сама, можно сказать, методом проб и ошибок.

Что вы узнаете о самой пьесе перед тем, как начать писать музыку?

Сначала я ее читаю  и изучаю биографию и творчество самого драматурга. Мне важно знать, какие еще у него были пьесы, в какое время он их писал, сколько ему было лет. Иногда смотрю фильмы по этим произведениям и через них погружаюсь в настроение спектакля. Если это, например, казахская пьеса, изучаю народные инструменты, их тембр и звучание. Все это я переосмысляю и создаю новый язык.

Можете назвать свои любимые спектакли, над которыми вы работали?

Я написала музыку для двенадцати спектаклей. Точно знаю, что прямо сейчас в Татарском государственном ТЮЗ им. Г. Кариева идут два из них: «Долгое-долгое детство» и «Ромео и Джульетта». В первом в течение двух действий непрерывно звучат мои композиции. Для второго я писала сочинение вместе с рок-группой «Гайха». Я не успеваю следить за всеми постановками, знаю, что многие из них ездят по фестивалям и номинируются на «Золотую маску».

Мне важно одно – сделать спектакли круче своей работой

Из ярких я бы выделила спектакль «Фронтовичка» в Альметьевском государственном театре. Когда я сочиняла композиции для него, пришла идея самой спеть частушки под хард-техно. Режиссеру эта мысль тоже понравилась, мы придумали отдельный номер и он вошел в постановку.

Самое необычное представление – это перформанс и мини-спектакль на острове Ольхон по картине Босха «Чистилище» московского режиссера Анны Демидовой. Я для него написала композицию на сорок минут и еще играла вживую в течение всего действия.

Спектакль «Иллюзии» в Music Hall 27
vk.com/the_teatr_ufa

Спектакль «Иллюзии» в Music Hall 27

Прямо сейчас работаете над какой-нибудь постановкой?

В конце мая в Стерлитамакском башкирском драматическом театре будет премьера спектакля «Гульнара», эту пьесу впервые переносят на сцену. Я над ней работаю с режиссером Ильсуром Казакбаевым, хореографом Ольгой Даукаевой и художником из Москвы Геннадием Скомороховым. У героини несколько лейтмотивов: по ходу спектакля меняется время, ее настроение, а в конце она сходит с ума – подбираю темы для каждого состояния. Это как с одеждой: художник по костюмам тоже создал несколько образов для Гульнары, которые подчеркивают ее характер.

К фильмам не пробовали писать саундтреки?

Еще в студенчестве я работала над короткометражкой ученицы школы Булата Юсупова. После этого еще писала музыку для пяти-шести фильмов короткого метра. Но самый интересный проект нашел меня сам на острове Ольхон. Во время репетиции в рамках фестиваля Radi Sveta со мной познакомился режиссер и взял мои контакты. А через время он мне позвонил и рассказал, что сейчас снимает документальный фильм о геологах, которые находят новые горные породы в Иркутске и Монголии, и предложил мне написать музыку. Документалка длится полтора часа и практически все это время фоном звучат мои композиции.

Отличается ли работа над фильмами и спектаклями?

Да! Фильм обычно все равно скидывают в черновом варианте, я просто включаю его, смотрю и параллельно пишу музыку. А вот как будет выглядеть спектакль непонятно до премьеры: режиссер может в последний момент вырезать сцены или наоборот добавить новые. Бывает, сочиняешь композиции по пьесе, потом приходишь на репетицию и понимаешь, что многое в музыке нужно переделывать, потому что все не так, как ты представлял в голове. А еще для фильма с точностью до секунды знаешь сколько должен длиться трек, а в спектакле так невозможно: актер, например, иногда может говорить медленнее и задержать сцену – многое зависит от звукорежиссера.

Перформанс «Их, наверное, с кем-то спутали» в ZAMAN

Перформанс «Их, наверное, с кем-то спутали» в ZAMAN

Вы ведь еще режиссировали сами свой перформанс. Расскажите, как это было?

Все получилось случайно. Урал из Union.Coffee (основатель кофейни Union.Coffee Урал Мясников – прим. ред.) предложил мне отыграть сет в кофейне, но я решила заодно еще воплотить свою давнюю идею: всегда хотела, чтобы под мои сеты люди не танцевали, а совершали обычные бытовые действия. Я рассказала об этом в своих соцсетях и откликнулось около тридцати человек, а столько людей кофейня не вмещает. Пришлось искать новую локацию. Мне ничего не нравилось, пока Урал не предложил сыграть сет на выставке Алисы Горшениной в ZAMAN. Он сам договорился с руководителем Посольства современного искусства Алией Ахмадуллиной и, конечно, перформанс прошел с разрешения художницы. Я посмотрела экспозицию и поняла, что нужно играть свою музыку, а не сет: мне показалось, работы Алисы созвучны моим композициям. Я отобрала около тридцати своих треков для перформанса и связалась с каждым участником. Предложила им понаблюдать за собой в течение дня и понять, какие действия они часто повторяют, например, проверяют соцсети или поправляют волосы. А уже во время перформанса они выбирали один паттерн и бесконечно делали одно и то же, пока звучит музыка, а как только она затихла, резко начинали заниматься чем-то другим – так они разрывали связь со своими привычками. А я делала это первой: переставала играть сет и начинала танцевать. Мне было важно, чтобы это был не просто перформанс-представление, а чтобы у ребят произошли некие изменения внутри. И после спектакля они делились своими историями: у каждого что-то поменялось во время действа .

Чем вы еще занимаетесь?

Я семь лет преподавала в училище искусств и была концертмейстером на эстрадно-джазовом отделении, еще я пианистка и обучаю играть на фортепиано. Сейчас пишу свой авторский курс «Гармония в музыке»: его суть в том, чтобы каждый мог научиться сочетать аккорды, даже не зная нот. Кроме этого, состою в группе Jam Garden: мы сочиняем музыку в этническом стиле и раз в месяц даем концерты в ботаническом саду. Еще продолжаю писать свои треки, скоро выйдет мой третий альбом.

Текст: Асия Нигамаева, фото: Рустам Нерустам

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: