18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Прикол гигантских масштабов: что смотреть на выставке «Эхо стоянки» в Уфе

Летом музей современного искусства ZAMAN провел арт-резиденцию для художников из разных городов России в селе Воскресенское. В январе кураторы Мария Сарычева и Дамир Ниллумтах организовали выставку по мотивам этих исследований. Мы поговорили с одной из участниц проекта Адель Сулеймановой и узнали, как художники работали на берегу реки, изучали историю села и гуляли по местным заброшкам (все, чтобы создать новые картины и объекты!). 

Адель Сулейманова
Адель Ис

Адель Сулейманова

Художница Адель Сулейманова
Bert Bert

Художница Адель Сулейманова 

Давайте разберемся в терминах. Расскажите, что такое арт-резиденция?

Это уникальный формат, который можно назвать своего рода «детским лагерем» для художников. Резиденции далеко не единообразны. Забудьте о том, чтобы ложиться спать рано. Зато здесь можно больше творить, как и когда тебе хочется, освободиться от дурацких расписаний. Здесь наоборот, поощряется возможность создать свой уникальный распорядок, вдохновение художественной практикой и внутренней свободой. Резиденция — это пространство, где живет и работает художник для развития своей практики. Концепция может быть совершенно разной, как и место проведения такого формата. 

Почему вы решили принять участие в резиденции «Стоянка»?

Это было скорее спонтанное решение, чем целенаправленное стремление. Я подалась на open-call (прим. ред. — приглашение к участию) от ZAMAN. Было приятным сюрпризом и, признаться, неожиданностью узнать, что заявку одобрили. 

Чувствовала страх перед тем, как провести три недели в палатке летом в жару, но благодаря организации и ребятам, эти недели стали лучшими в 2023 году, если не всего последнего времени. На первых этапах мы просто исследовали окружающую среду, общались с местными жителями Воскресенского, взбирались на заброшенные дома (которых там было множество из-за оттока населения). Затем к нам присоединилась куратор Маша и началась работа. Для меня это стало своеобразной терапией, которая помогла справиться с творческими сомнениями.

Как вообще строилась работа?

В Воскресенском создание выставки ощущалось приколом гигантских масштабов, в самом положительном смысле слова. Мы как странные художники: пришли, обосновались на берегу реки, изучали окрестности. Но странные художники не пишут маслом и не создают выставку среди работ мастодонтов творчества. На открытии, когда пришли посетители, слезы сами наворачивались на глаза. Современное искусство дает возможность задуматься над сложными темами, и село Воскресенское пропитано именно такими вопросами: много оставленных домов, совершенно другая жизнь, которая отличается от уфимской, своеобразный быт.

Тем не менее, несмотря на всю нашу деятельность, с трепетом вспоминаю и общение, и рутину. Мы жили вместе, смеялись, ходили купаться, решали, кто готовит обед, обсуждали бытовые вопросы. В этом была особая поддержка — люди вокруг, которые разделяют не только понимание искусства, но и твои трудности, особенности — в первую очередь те, что непостижимы людям далеким от «мира» художника.

Открытие выставки «Эхо стоянки» в музее современного искусства ZAMAN
Альберт Гимранов

Открытие выставки «Эхо стоянки» в музее современного искусства ZAMAN

Альберт Гимранов

На какие еще вызовы вам пришлось ответить в резиденции?

Я столкнулась с неожиданной трудностью — принятием реальности, что все это происходит именно со мной. «Почему меня выбрали? Действительно ли я этого заслуживаю?» Этот внутренний диалог стал своего рода испытанием, которое требовало от меня понимания и принятия собственной роли в этом уникальном опыте.

Какие работы вы создали в рамках резиденции?

У меня в резиденции есть две личные работы и одна совместно с художницей Дарьей Морозовой, с ней нас связал общий интерес к жителям села и заброшенным местам. Одним из моих проектов стала серия «Запросы людей села Воскресенское». Она зародилась из желания обратить внимание на самих жителей села. Мы много общались, узнавали о повседневной жизни из первых уст.

Вторая работа — «Секретные материалы», рассматривает тему невидимости рабочих завода и течения времени. 

В целом, нет явно выраженной главной идеи. Обе мои работы — это своеобразное отражение опыта прожитого во время резиденции. Когда смотрю на экспозицию в Уфе, я испытываю чувства благодарности за это время и опыт, и немного ностальгии, потому что предметы, собранные в одном месте, автоматически телепортируют меня обратно в то лето. Это личные ощущения, но, если заглядывать глубже, все произведения заставляют задуматься и размышлять. Приятно, что они смогут донести свой смысл до более широкой аудитории.

Что самое интересное в выставке, на ваш взгляд? 

Все художники и художницы нашей резиденции вдохновляют и восхищают меня. А в работы Оли Цимболенко, например, я влюбилась, когда мне было 12-13 лет, с тех пор «слежу» за ее практикой и никогда бы не подумала, что мы подружимся и тем более будем работать вместе.

Для полного восприятия выставки, я советую начать с чтения основного текста, чтобы окунуться в главный смысл экспозиции. А потом посидеть в палатке. Для уточнения — это не просто реквизит: мы в ней жили. Предлагаю представить, как мы жили, знойным летом 2023, но аудио, которую записали ребята и разместили внутри тента пока не слушать.

Потом я бы пошла смотреть все остальные работы, тут уже, на мой взгляд, неважно в каком порядке. И, наконец, вернулась бы в палатку и уже послушала аудио — это станет своего рода завершением. 

Естественно, настроение, с которым вы приступаете к выставке, имеет большое значение. Было бы замечательно, если бы вы заранее узнали несколько фактов о селе Воскресенском, так как его история действительно удивительна и насыщена событиями. Важно включиться в процесс, прочитать все экспликации и почувствовать себя даже немного наравне с художниками, чтобы по-настоящему пережить тему, которую мы пытались раскрыть через эту выставку.

Кураторы арт-резиденции «Стоянка» и выставки «Эхо стоянки» Мария Сарычева и Дамир Ниллумтах
Альберт Гимранов

Кураторы арт-резиденции «Стоянка» и выставки «Эхо стоянки» Мария Сарычева и Дамир Ниллумтах

Мария Сарычева, куратор арт-резиденции 

Мы думали о том, какой может быть наша резиденция, если учесть специфику Башкортостана и работы ZAMAN, и пришли к выводу, что кочевой. В какой-то момент мы даже расстроились, что назвали ее «стоянка», думали, что надо было «яйляу» (прим. ред. — летовка), но процессы были запущены, решили оставить как есть.
Наша задача как организаторов заключалась в том, чтобы у художников было как можно меньше трудностей, а вот, что выходило за пределы наших возможностей — погода и природа — тут мы видели все. Первую неделю нас заливало, вторую и третью стояла жара, но мы наловчились и делали перерывы на заплывы. Иногда сложно было засыпать из-за звуков природы, временами просыпались из-за ржания коня «на парковке» берега реки. Ссорились с гусями и выработали толерантность к осам — было приятно наблюдать как изнеженность городского жителя постепенно исчезает.

Сама «стоянка» располагалась на берегу реки Тор, на Валу — это место в отдалении, но и в центре села — мы не тревожили повседневность жителей, но при этом были рядышком, подглядывали.

Фактически резиденция занимала три недели — за это время мы устроили коллективный быт, познакомились друг с другом как лично, так и профессионально, собрали все местные легенды и нашли множество потрясающих неочевидных историй. 

Текст: Александера Иванова

Материал из номера:
Февраль 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: