18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Валерия Комкова: «Конный спорт – для тех, кто не боится упасть с лошади»

Кандидат в мастера спорта по конному спорту, участница молодежной Спартакиады, судья третьей категории в сентябре примет участие в Командном чемпионате России по выездке.

Как вы оказались в конном спорте?
Меня всегда тянуло к лошадям. Когда была совсем маленькой, собирала фигурки лошадей – дома на полке была целая коллекция. У одной из игрушек был призовой кубок, и я мечтала, что когда-нибудь и у меня будет такой. Родители сначала были против того, чтобы я пошла в конный спорт – считали, что это опасно и можно получить травму. Но в одиннадцать лет я их все-таки убедила, что не смогу без лошадей, и меня отвели на ипподром. Три года я занималась в качестве любителя: я и другие ребята подменяли спортсменов из школы пятиборья, когда они не могли тренироваться на своих лошадях. Дело в том, что лошади вредно долго оставаться без движения, поэтому если всадник по каким-то причинам не может быть на ипподроме, на ней ездят другие. А потом меня заметила тренер Галина Викторовна Ипатова и предложила заниматься у нее. Конечно, я с радостью, согласилась – я считаю ее лучшим специалистом в республике и Приволжском федеральном округе. Она умеет готовить лошадей от нулевого уровня до Большого Приза, то есть до уровня олимпийской езды. С тех пор я тренируюсь у нее.

Когда появились результаты тренировок?
Уже после первого соревнования я получила первый разряд, а в 2013 году выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

От чего зависит успех на соревнованиях?
Семьдесят процентов успеха зависит от состояния лошади. К тому же, соревнования – стресс и для лошади тоже. Незнакомое место, время перед стартом, когда она остается одна в манеже – все это заставляет ее испытывать напряжение. И даже если всадник полностью готов к соревнованиям, его могут не допустить, потому что с лошадью что-то не так. Она может травмироваться при транспортировке, получить перегруз на тренировках. У меня было так на первой Спартакиаде, в которой я должна была принимать участие. Мы тренировались много месяцев, прошли несколько региональных этапов соревнований, приехали в Москву, но меня не допустили. Выяснилось, что лошадь прихрамывает – это стало заметно только на асфальте во время выводки. В суставе образовались солевые отложения, и, пока мы тренировались с ней на мягком грунте, этого не было видно. В итоге я выступила вне конкурса. Сделала это просто для того, чтобы проехать и поездка не прошла впустую. Но на деле я очень сильно расстроилась.

Фото: Валерия Комкова

Фото: Валерия Комкова

Фото: Валерия Комкова

Фото: Валерия Комкова

Фото: Валерия Комкова

Фото: Валерия Комкова

Бывает ли, что лошадь не в настроении работать и не хочет выполнять команды всадника?
У лошадей, как и у людей, есть четыре типа психики – бывают холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Так вот у холериков все зависит от настроения: в один день с такой лошадью можно выйти на тренировку и она выполнит все, а на следующий день может не показать ничего. Бывают лошади с озорным характером: выходишь на тренировку, а она норовит отпрыгнуть от тебя, или пытается скинуть всадника. Мой Лоск – сангвиник, у него всегда есть настроение работать. Я занимаюсь выездкой (искусство верховой езды, при котором лошадь выполняет сложные упражнения – прим. ред.) и чувствуется, что ему нравится делать разные элементы, иногда он и сам может что-то «предложить». Лоск высокий, ему сложно тянуться, но он не отказывается, старается выполнить элемент. Его начали учить выездке, когда ему было уже двенадцать лет – поздновато для обучения – но он уже начинает осваивать такие сложные элементы как пассаж, пиаффе. Не каждая лошадь в принципе способна это делать. А ему нравится. Конечно, мы поощряем лошадь за хорошую работу – угощаем сахаром или морковкой после выполненного упражнения, но в целом мне кажется, что все получается, только если самой лошади нравится заниматься.

Как быть тем, кто хочет попробовать себя в конном спорте?
В Уфе работает Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Республики Башкортостан. Детей туда принимают с десяти лет, занятия бесплатные. Набор в школу начинается летом и длится до сентября, в декабре бывает еще и дополнительный набор. Для того чтобы ребенка приняли в школу, нужно, чтобы он не только хотел заниматься, но и не боялся упасть с лошади. Чаще всего перестают заниматься именно в самом начале занятий, после первых падений. А вообще ребята остаются в школе до 18 лет, самых перспективных спортсменов школа сохраняет, переводит их на работу инструкторами и дает возможность дальше тренироваться. Дело в том, что заниматься конным спортом довольно затратно, если делать это самостоятельно: нужно не просто купить лошадь и всю экипировку для нее и для себя, но самое главное – содержать животное. Лошадь – это не велосипед или машина, за ней нужно ежедневно ухаживать, кормить, чистить, ездить на ней.


В конном спорте у спортсменов нет «пенсии».

Какая у вас спортивная мечта?

Хочу выступить на Олимпийских играх. Существенный плюс в конном спорте – то, что у спортсменов нет «пенсии», мы можем выступать в любом возрасте. На предыдущих Играх в Рио-де-Жанейро от России выступала всадница Инесса Меркулова, которой на тот момент было 52 года. А от Японии квалифицировался 75-летний спортсмен! Один известный немецкий тренер говорил, что для того, чтобы подготовить всадника до уровня Олимпиады, нужно 25 лет. Так что у меня еще есть время. (Смеется.)


Валерия Комкова окончила Башкирскую академию государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан по специальности «Государственное и муниципальное управление». Поначалу занималась в том числе и конкуром, но в итоге сделала выбор в пользу выездки. Любит классическую музыку.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: