18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Лейсян Азнабаева: «Набережная – это боль Уфы»

Руководитель архитектурного бюро «КБ 11», старший преподаватель кафедры «Архитектура» в УГНТУ, куратор фестиваля «Архследы» проповедует контекстуальный дизайн и активно занимается проектированием общественных пространств в Башкирии и за ее пределами.

Лейсан Азнабаева

Лейсан Азнабаева

Начнем с очевидного вопроса: как вы пришли в архитектуру?

Мой дедушка был простым деревенским парнем, но хорошо рисовал – и оставил целое наследие в виде дневников с зарисовками. Папа тоже увлекался живописью, но выучился на строителя, закончил Ростовский строительный институт. Тяга к рисунку передалась и мне: в детстве я мечтала стать то художником, то учителем изо. В какой-то момент – мы тогда жили в Хабаровске – на работе у папы я познакомилась с главным архитектором города. Он так искренне, по-человечески понравился мне, что я решила – буду архитектором. Правда, периодически вектор у меня сбивался на модные тогда экономику, юриспруденцию, да и родители очень хотели, чтобы я получила «реальную» специальность. Но в итоге я выбрала для поступления архитектурную кафедру Нефтяного, и никогда не пожалела об этом решении.

Что вам ближе эмоционально – преподавать или управлять агентством?

Сложно сказать: это совсем разные сферы интересов. Преподавание дает возможность развиваться, всегда быть в тонусе – но и забирает много времени и ресурсов. К «КБ 11» у меня совсем другое отношение: я воспринимаю его как собственного ребенка. С ним связаны все чаяния, надежды, проекты. 

Родители хотели, чтобы я получила «реальную» специальность, но я пошла на архитектуру

Кстати, почему «Одиннадцать»?

(Смеется.) Для меня это особенное число, которое совпадает со знаковыми событиями в жизни - от получения паспорта до рождения ребенка. Даже когда я заселяюсь в гостиницу, очень часто мне достается одиннадцатый номер.

Когда появилось бюро?

Официально мы зарегистрировали его в 2017 году. На тот момент в Уфе не было специализированной организации, которая целенаправленно занималась бы проектированием общественных пространств. А я много лет работала на кафедре архитектуры, и наши с коллегами теоретические разработки, увлечения, воркшопы – все крутилось в области городского развития. Хотелось реализовать этот накопленный багаж на практике. Мы начали заниматься коммерческими интерьерами за пределами республики, а потом нам предложили сделать генплан для ЖК Vidineevsky. Затем появился Институт развития городов и сел Башкортостана – а с ним и заказы на создание парковых территорий. С этого началась наша деятельность в сфере благоустройства городских локаций: мы участвовали в разработке концепции фасадов и входной группы для Театра кукол, спроектировали парк Южный, двор в ЖК «Биосфера», выполнили несколько проектов для «Третьего треста» в «Ярком» – и много чего еще.

Фестиваль «Архследы» тоже связан с общественными пространствами?

Одна из его целей – создать новый природно-урбанистический ландшафт, раскрыть потенциал локации, на которой он проводится. Мы начали делать его еще в 2011 году вместе с моими молодыми коллегами по кафедре Алией Гайсиной и Ольгой Ермолаевой. Изначально фестиваль задумывался как своего рода практика для студентов – чтобы они могли воплощать в жизнь свои идеи. Плюс мы хотели подсветить красоту Башкирии: этим объясняется кочевой формат мероприятия. Первые «Архследы» прошли на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Солуни» при УГНТУ, вторые – на территории Республиканского центра иппотерапии для детей с ограниченными возможностями. Третий – «О,блик солнца» – был посвящен проблемам экологии. Площадкой для четвертого феста стала когда-то существовавшая деревня Караберда в Зианчуринском районе. Тема «Арт&факты» дала возможность творчески осмыслить историю этого места, сохранить его дух и с помощью новых арт-объектов создать особенное интересное пространство. В 2019 году мы вернулись к проведению мероприятия: архитектор Павел Мазин предложил в качестве локации заброшенный медеплавильный завод в Зилаире. Здание 1748 года постройки находилось в плачевном состоянии, и мы решили привлечь к этому внимание. Кажется, нам это удалось: сегодня в Зилаире благоустроена пешеходная улица и отреставрирована церковь девятнадцатого века. 

В советские годы Уфу называли «Белым городом» – из-за модернистских зданий, построенных в семидесятые

Раз уж мы заговорили о проблемах: чего не хватает в Уфе с точки зрения урбанистики?

Мне нравится то, что сейчас происходит с улицами в центре: появляются элементы комфортной городской среды – пандусы, велодорожки. При этом по-прежнему очень не хватает связной системы для передвижения на самокатах и велосипедах. Еще одна боль – это набережная. Несколько лет назад мы с Павлом Мазиным («Проект М») разработали инициативную концепцию по ее благоустройству. Одна из идей заключалась в том, чтобы изменить бетонно-серый цвет на белый: получилась бы белая набережная Белой реки в Белом городе. Вы знаете, что в советские годы Уфу называли белым городом – из-за модернистских зданий, построенных в семидесятые? Еще мы предложили ряд решений по ее инфраструктурному и функциональному наполнению. Насколько я знаю, некоторые из них легли в основу официального проекта, который разрабатывается сейчас.

У вас есть «места силы» в городе?

Мои дети учатся в третьей гимназии на Пушкина. Каждое утро я отвожу их в школу, и дорога от оперного театра до Советской площади доставляет мне искреннее удовольствие: этот кусочек, на мой взгляд, выглядит наиболее законченным и парадным в плане городской репрезентации, у него есть некий флер столичности. Ну и «Арт-Квадрат», разумеется – хоть это и частная территория, выглядит она как демократично развивающееся пространство. Люблю бывать в пекарне Zurrahmat на Красина. А особый трепет вызывают улочки с еще сохранившимся деревянным зодчеством и старыми особняками.

Дипломной работой архитектора в УГНТУ стал проект мечети и медресе на склоне у Затонского моста. Участвовала в международной Арт­резиденции в Центре кочевой цивилизации имени Куманджан Датки в Чолпон­Ате, Киргизия. Закончила курс «Архитекторы.рф»: лидерскую программу по темам городского развития от института «Стрелка». Ее бюро «КБ 11» – серебряный призер международного конкурса Archpoint Concept Awards и Второй Российской архитектурной биеннале в Казани, неоднократный победитель в конкурсе МинСтроя России на лучшую концепцию комфортной среды в малых городах и исторических поселениях.

Текст: Эльвира Галиева

Фото: Денис Решетников

Материал из номера:
Апрель 2023

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: