18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Юрий Квятковский: «Все есть реальность»

Режиссера Юрия Квятковкого мы полюбили за его работу «Копы в огне». А теперь он приехал в Нижний совсем в другом настроении работать над новым спектаклем о взаимоотношениях Горького и Шаляпина по запискам Академика Сахарова. Не один, а со всей командой - творческим объединением «КПД» (режиссер Квятковский, композитор Попов и либреттист Дегтярев). Спектакль Юрия Квятковского «Горький. Удалить из друзей» можно будет увидеть на фестивале «Горький +», который пройдет в Нижнем Новгороде с 6 по 9 июля. А нам было важно выяснить, что так сильно изменилось в его взглядах и душе.

Стоит ли ждать от нового спектакля новаторства?

Раньше я думал, что искать новые языки, сочетания и жанры - непременное условие существования театра. А оказалось, все уже придумано, и для человека, который хорошо ориентируется в современном искусстве, каждый «новаторский» проект состоит из отсылок. Так что важно лишь то, насколько тема заявленного действа отвечает твоим принципам и взглядам. С другой стороны, все, кто занимается искусством, - новаторы, потому что искусства без открытий не бывает. Повторять – это ученичество, а открывать – уже исследование. Кому-то везет, кто-то все время что-то открывает, а кто-то начинает копировать и превращается в ремесленника, зато публике нравится.

А ваши спектакли нравятся публике?

Я вообще уже не понимаю, кто моя публика. Иногда приходят пожилые люди, иногда совсем юные. Я даже к критике уже отношусь с радостью: чем больше парадоксальных мыслей высказывает человек, пусть даже отрицательных, тем больше это будоражит общественность. Приятно, когда полный зал, когда людям интересно, что ты делаешь. Но глобально - это просто мой путь, на котором главный судья - я сам.

А если зритель ничего не понял, это чья проблема - зрителя, режиссера или актеров?

Не думаю, что это проблема, у каждого свой фильтр. Премьеры многих классических теперь опер когда-то провалились. Такая уж судьба у современного искусства, его мало кто понимаем и может оценить в моменте. Только критики и специалисты, потому что у них больше знаний, они видят все отсылки. Никогда не знаешь, что увидит зритель, как отреагирует, что почувствует. Но в этом незнании своя прелесть. Как только начинаешь объяснять, о чем спектакль, магия пропадает.

Если все уже придумано, зачем ставить новые спектакли?

Придумать новое нельзя, но можно смешать старое и получить что-то неожиданное. Это процесс, как в химической лаборатории. Если тебя что-то тревожит, ты работаешь именно с этим чисто интуитивно. Я очень внимательно отношусь к таким вещам, всегда анализирую случайности. Важно верить в то, что ты делаешь. Хотя и тут важна насмотрелось. Без нее можно принять за новое только что смешанный баян.

То, что вы описываете, сродни алхимии. В связи с этим вопрос: должен ли вообще театр быть реалистичным?

Даже детский спектакль в какой-то мере реалистичен. Даже наши мечты состоят из переработанной нами действительности. Все есть реальность.

А менять реальность театр умеет?

Почему-то нас воспитывали на великих спектаклях, которые могли остановить кровопролитие, инициировать или подавить революции. А сейчас искусство как будто теряет свою силу, свой смысл. Как будто раньше театр очищал и мог чему-то научить, а сегодня это, кажется, больше не работает. Я больше не чувствую, что разговариваю с аудиторией. С другой стороны, режиссер еще и исследователь, поэтому я продолжаю пытаться.

Спектакль Юрия Квятковского «Горький. Удалить из друзей» можно будет увидеть на фестивале «Горький +», который пройдет в Нижнем Новгороде с 6 по 9 июля.

Полную программу фестиваля мы публиковали ранее. Ее можно посмотреть по ссылке.

Фото: Анастасия Волкова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: