Ежегодный тюзовский фестиваль «Радуга», несмотря на название, больше подобающее детскому садику, может похвастаться отличным программированием. «Собака.ru» выбрал из лайнапа предстоящих показов nри спектакля, которые нельзя пропустить.
«У нас все хорошо»
Театр TR Warszawa (Варшава, Польша), режиссер Гжегож Яжина
Непререкаемый хедлайнер фестиваля и, вероятно, главная петербургская драматическая гастроль года. Заметный польский драматург Дорота Масловская, которой в нынешнем году как раз стукнет тридцать лет, написала фарс о своей родине, ее мифах и комплексах. В новостройке ютятся бабушка-инвалид, малообеспеченная дочь и внучка, накрепко приросшая к роликам. Они читают глянцевый журнал «Не для тебя», едят какашки в уксусе из соседнего супермаркета, слушают радиопередачу о том, что раньше все люди были поляками, и мечтают эмигрировать в Германию, «страну, где не моют стаканчики из-под йогуртов». Этот едкий, местами сатирический, местами абсурдистский драматургический текст режиссер декорирует с фирменной элегантностью. Есть немало постановщиков мудрее поляка Гжегожа Яжины, а вот в плане владения режиссерским ремеслом ему сегодня почти не найдется конкурентов.
Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр»: Дорота Масловская подхватила богатейшую польскую традицию абсурда, объединив ее с той эстетикой, которую у нас иногда презрительно называют “чернухой”. Но и абсурд, и социальная драма у нее вышли на качественно иной уровень, прозвучали ново и очень современно. А Гжегож Яжина нашел для этого текста оригинальный театральный язык, не иллюстративный и не лобовой. Это очень талантливый опыт выяснения отношений с болезненным прошлым своей страны, со стереотипами массового сознания. Кстати, именно привоз спектакля Яжины в Москву в 2010 году спровоцировал появление ряда российских постановок, тоже переосмысляющих исторические мифы и стереотипы сознания, только уже наши собственные» |
«Маскарад Маскарад»
Центр драматургии и режиссуры (Москва), режиссер Михаил Угаров
Отец новой российской драматургии Михаил Угаров десять лет назад написал и поставил пьесу «Облом-off», по отдаленным мотивам «Обломова» Гончарова, — спектакль в Центре драматургии и режиссуры был настоящим хитом. Теперь Угаров возглавил ЦДР и неожиданно тряхнул стариной, придумав пьесу на тему лермонтовского «Маскарада». Спор перед корпоративной вечеринкой двух яппи — въедливого и педантичного интроверта Арбенина и «обаятельного мудака» (так он назван в программке) Звездича — перерастает в тест на применимость лермонтовского сюжета к сегодняшнему дню. В борзую компанию молодых актеров, занятых в постановке, органично вписалась блестящая Елена Дробышева в роли баронессы Штраль. Участвует и Александра Ребенок, известная как физичка из сериала Германики «Школа».
Александр Молочников, актер МХТ, исполнитель роли Димы Звездича: Помимо того что Угаров мне очень нравится по-человечески, в нем еще сильно подкупает способность слышать и транслировать современность. Ведь ухо человека моего возраста ясно отличает папика, пытающегося говорить о молодежи (с ударением на первое «о». — Прим. ред.), от человека, знающего и чувствующего наше поколение. Он постоянно слушает, записывает какие-то фразочки и очень, как мне кажется, точно пишет диалоги современных молодых людей» |
«Ручейник, или Куда делся Андрей?»
Театр «Старый дом» (Новосибирск), режиссер Семен Александровский
Первый в России спектакль в жанре мокьюментари, фиктивного документа. В пьесе Вячеслава Дурненкова «Ручейник» речь шла о журналисте Андрее, который поехал в глушь делать репортаж о святом старце, но герой его материала оказался далек от обычных представлений о благости. Режиссер Александровский, приверженец постдраматического театра, манкировал традиционной подачей пьесы. Его спектакль — нечто вроде летучки в прокуратуре по делу о пропаже Андрея: на зрителя обрушиваются фрагменты диктофонных записей, актеры зачитывают распечатки свидетельских показаний, идет досмотр личных вещей. Тот, кто справится с потоком информации, получит шанс поразмышлять о потерянном поколении родившихся в СССР и не нашедших себе места в изменившейся стране.
Семен Александровский, режиссер: Меня пригласили в этот театр, где принята очень яркая манера игры. Но я сказал: традиционный драматический спектакль ставить не буду. Поговорил с труппой — на репетиции остались те актеры, кому проект оказался интересен, и мы с ними потом работали легко, душа в душу. После каждого спектакля мы проводим обсуждение, и зрители говорят много интересного. Там же еще недалеко от “Старого дома” Академгородок, публика своеобразная. Однажды один зритель предположил: “С Андреем произошел квантовый скачок”» |
Текст: Андрей Пронин
Фестиваль «Радуга»: с 24 до 30 мая.
«У нас все хорошо»: ТЮЗ (большая сцена), 24 мая, 19.00
«Маскарад Маскарад»: ТЮЗ (большая сцена), 25 мая, 19.00
«Ручейник, или Куда делся Андрей?»: ТЮЗ (малая сцена), 16.00 и 19.30
Комментарии (0)