18+
  • Мода
  • Вещи
Вещи

Навязали и пропали: как западные бренды все это время влияли на фэшн-индустрию в России?

«И где же нам теперь одеваться?», — такой была первая реакция многих россиян на новости об уходе ряда западных брендов с российского рынка. Казалось бы, в чем же горе, если с каждым годом в стране появляется все больше молодых и неординарных модных брендов и инфлюэнсеров? В перспективе мысль логичная, только вот реалии свидетельствуют о том, что на локальное производство внимание мы обращаем крайне редко. Причина тому культ американского и европейского образа жизни, давно охватившего наше общество. А изъять то, что приживалось столетиями, невыносимо тяжело. Это касается как мейнстримного и массового, так и элитарного культурного пласта: от американских тиктокеров до номинированных на «Золотой глобус» сериалов от Netflix, от Билли Айлиш до The Rolling Stones, от твидовых пиджаков Zara до оверсайз свитеров Vetements. И, конечно, модная индустрия в сложившейся на сегодняшний день ситуации пострадала чуть ли не сильнее остальных отраслей, потеряв огромный базис.

Редакция поговорила с создателем пермского бренда «Яесть» Игорем Горячевым о том, почему Россия зависит от модных трендов Запада, в какую сторону стоит развиваться отечественным брендам и как размышления об этом вдохновили его на создание хит-коллекции «Навязанная мода».

«Яесть»
«Яесть»

«Недавно, идя по улице, я услышал, как мама говорит своему сыну: "Интересно, а как в Европе?". Не совсем у меня отложился контекст самого разговора, но я задумался, что для нас, русских, привычно размышлять и задаваться вопросом о том, как там протекает жизнь в Европе или Америке. И это относительно всего, и моды уж точно. Мы сравниваем себя то с европейцами, то с американцами, но с самими собой себя не сравниваем никогда, и к тому же даже представить не можем, что там, заграницей, кто-то так же идет по улице и интересуется: "кстати говоря, а что с модой в России?". С трендами, представляемыми западом, в последнее время нам было проще просто соглашаться, чем фантазировать и, диктуя свои правила, креативить. Мы словно перестали профессионально расти, поэтому моду нам так сильно и навязали. С исторической точки зрения связано это и с тем, что в СССР как такого дизайна не существовало — в нем просто не нуждались. Позже, когда занавес рухнул, люди взглянули на мир моды другими глазами. Им хотелось купить, повторить, прикоснуться, но сил на создание чего-то большего и уникального не нашлось. И это то, над чем мы должны работать. Лично я напитан и готов создавать свой продукт.

У нас нет любви к своей культуре, мы еще не научились создавать собственную моду, из-за чего десятки лет были заложниками подражания

Так, в принципе, из моих соображений о праве человеческого выбора и влияния запада на нашу модную индустрию и родилась хит-коллекция "Навязанная мода", первая партия которой была полностью раскуплена. В коллекцию входят являющиеся иконам стиля вязаные кофты брендов Gucci, Balenciaga и Vetements, но переделанные в иронической мимикрии: к примеру, я взял кофту Balenciaga с ее фирменным шрифтом и кроем, повторил нитки, — при этом нитки у Balenciaga акриловые, я же выбрал более качественные, шерстяные, — и добавил надпись "навязанная мода". История считывается очень легко — моду-то, конечно, бренды навязали, а сами с российского рынка ушли, что для нас обернулось крупной проблемой.

У нас нет любви к своей культуре, мы еще не научились создавать собственную моду, из-за чего десятки лет были заложниками подражания. Пришло время меняться. Если человек, например, увидит полюбившиеся ему западные силуэты и тенденции, но с введенными паттернами и элементами в русском стиле, то, я уверен, такой продукт будет куплен. Потому что создание свой моды — это порой компиляция существующего, но, естественно, с полной интерпретацией своего. Поэтому, чтобы двигаться в направлении создания самоидентичности, для себя и своего бренда я выстроил формулу 25% на 75%, где 25 — старое и коренное, а 75 ­— новое. Но это не значит, что такая формула вечна. Шаг за шагом, по чуть-чуть меняя российскую индустрию моды, мы со временем сможем увеличить процентность и выработать стопроцентный ДНК индивидуальности», — поделился с нами Игорь Горячев.

«Яесть»

В целом, современная российская индустрия моды имеет огромный потенциал и большие перспективы, ведь еще лет пятнадцать-двадцать назад трудно было представить, что одежда российских дизайнеров станет конкурентным лицом западных брендов. Долгое время мода в России и вовсе не воспринималась как мода — больше казалась вынужденностью, необходимым для поддержания адекватной жизни элементом. Возможно, это было связано с тем, что в нашей стране никогда не существовало высокой моды в том понимании, в каком она существует, например, во Франции, с ее знаменитыми модными домами, откуда поступают «руководящие указания» всему миру. Сегодня же ни одна крупная мировая Неделя моды не обходится без русских модельеров. Более того, некоторые из них уже не просто присутствуют в сфере моды, но даже внедряют свой стиль. Как, например, российский дизайнер Гоша Рубчинский, чьи коллекции носят такие знаменитости, как Джастин Бибер, Канье Уэст и семейство Кардашьян. Или же российский дизайнер Alena Akhmadullina, которая исследует необычные мифологические образы и языческие мотивы и в последствии создает на их основе принты, цитируемые ведущими модными изданиями. Это то, о чем ранее говорил Игорь — отображение собственного Я на полотне общепринятых и излюбленных мировых трендов.

После ухода большого количества брендов из страны связывающая нас с мировой фэшн-индустрией нить, протянутая в результате глобализации, может и оборвалась, но с другой стороны мы, как нация, получили шанс узнать и раскрыть одновременно и самих себя, и нашу богатую культуру. Кто знает, когда-то и наша Москва, возможно, станет пятой мировой столицей моды.

Текст: Арина Аманова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: