18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Лариса Петрова: «Я всегда спиной ощущаю, как нас слушает зал. Не специально, но чувствую»

Знакомьтесь! Лариса Петрова — известный пермский хормейстер, профессор, заслуженный работник культуры РФ, лауреат международных конкурсов и премий и мама DJ Smash. Она посвятила музыке и преподаванию жизнь, а каждое звание из бесконечного списка регалий — следствие большой любви к профессии.

Накануне 75-летнего юбилея мы поговорили с Ларисой Алексеевной о ее творческом пути, сложностях воспитания талантов и человеческих ценностях, которые она продолжает передавать молодым хормейстерам.

С чего началось ваше увлечение, ставшее делом жизни? Кто вдохновил заняться музыкой профессионально?

Я бы сказала, что музыкальная династия в нашей семье сложилась на генном уровне. Папа очень любил музыку, у него был прекрасный слух, а дома у нас было восемь музыкальных инструментов. Он играл на всех. Мама окончила музыкальную школу, но жизнь посвятила медицине — была ведущим терапевтов в области.

Я единственная дочь, и мама хотела продолжить династию врачей, готовила меня в медицинский. Когда встал вопрос о поступлении в музыкальное училище, мне помог папа — мой лучший друг. Мы по секрету договорились, и я сдала экзамены.

Долго не могла выбрать отделение. Помогла встреча с подругой, которая уже училась на хоровом. Я, если честно, не понимала, куда поступаю, и во что это выльется. Не могу сказать, что мне сразу понравилось дирижирование. В классе все по-другому: дирижер, хормейстер и ты — скучно и непонятно. А вот когда началась практика с хором, мне стало интересно.

После поступила в филиал Ленинградской консерватории в Петрозаводске. Моим преподавателем и наставником стал профессор Станислав Николаевич Легков. У нас сложилась дружба на всю оставшуюся жизнь. Он приезжал дирижировать на мои концерты, а я — на его.

Сложно ли вам было строить музыкальную карьеру?

Мне очень везет на хороших людей. Все, что я излучаю, мне возвращается. После консерватории я вернулась преподавать в любимое музыкальное училище. Затем открылся Институт Культуры, куда меня позвали работать. Стала доцентом кафедры. Потом ассистентура-стажировка в Уральской государственной консерватории, постоянные поездки на творческие лаборатории в Москву и Санкт-Петербург.

В какой-то момент поняла, что моя работа — это хобби. Я не замечала, сколько времени трачу. Всегда с удовольствием на работу, потом с удовольствием домой и снова на работу. Я была довольна своим выбором. Вся семья в курсе, что мама — в музыке. Дома обо мне заботились и выключали все, чтобы голова отдыхала.

После Института Культуры я работала главным хормейстером Уральского государственного камерного хора. В 2000-м году мне предложили перейти на кафедру хорового дирижирования в Педагогический университет, где получила звание профессора.

Работаю уже 53 года, представляете? Не могу сказать, что я карьеристка, нет. Просто очень люблю свое дело. Все происходит естественно: звание Заслуженного работника Культуры РФ, профессор, лауреат самых разных международных конкурсов.

У меня много творческих друзей. Есть ли у меня враги? Нет. А завистники есть. Куда без них. Когда вижу их в зале, у меня вырастают крылья, дирижирую еще вдохновленнее. Мое отношение к успеху и известности отражает стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». Если он есть — хорошо, а не было бы — не страшно.

Как пережить сложности и не потерять мотивацию двигаться дальше?

Когда приходят журналисты, то в основном берут интервью у хора. Спрашивают у девочек, какую музыку они любят исполнять и о чем думают, когда поют. Мои девочки отвечают, что вся музыка, которой я их учу, про любовь. К природе, человеку, своему Отечеству.

Первое слово — любовь, а меня они называют «наша хоровая мама». На один из юбилеев мои девочки подарили мне огромное сердце из красных роз. А в другой раз — хрустальный земной шар, который обнимают руки. Они так и подписали: «Дирижерские руки, обнимающие земной шар, — это ваши руки». Понимаете, это все любовь самая настоящая. Мы праздники отмечаем вместе. Я играю Happy birthday, они поют. Милые сердцу единомышленники. Мы все тяжелые моменты проходим вместе: с юмором, с улыбкой. Потому что на другое жалко тратить время. Поэтому мой ответ на ваш вопрос: позитив, счастье, любовь, музыка, общение. Только так!

Ваши выпускники — успешные хормейстеры и преподаватели. Какие ценности вы им передаете, чтобы они смогли достигнуть успеха?

Мы недавно подсчитали: среди моих выпускников примерно 75% остаются в профессии. Это серьезная цифра.

Раньше я не понимала, что задача педагога не только вырастить профессионала, дать ему вокально-дирижерские навыки, но и воспитать в нем человеческие качества. Оказывается, чистой воды музыкант — не чистой воды хороший человек. Однажды я это переосмыслила. Мне очень приятно, когда мои выпускницы говорят, что я научила их не только музыке, но и жизни. Они советуются со мной по личным вопросам, доверяют мне. Большинство девочек — приезжие. Я им и папа, и мама. Забочусь о них.

Голос вторичен. Он исполняет команду мозга. Певцом надо быть умным, тогда голос исполнит любую задачу. Много оперных певцов, которые поют громко и сильно, а слушать не хочется. Не нравится исполнительская манера, нет логики, не расставлены смысловые акценты.

У дирижера должен быть отличный, желательно абсолютный музыкальный слух, ритм, умение слышать хор — это 90% успеха. Но не менее важны личностные качества, которые я пытаюсь воспитать. Иначе получается музыкант великолепный, но человек дурной. Мои выпускники в глупости не замечены, мне за них не стыдно.

Все тяжелые моменты мы проходим вместе: с юмором, с улыбкой. Потому что на другое жалко тратить время

А как хормейстеру достигнуть понимания с хором? Как стать для них настоящим руководителем?

Обязательно должна быть воля, умение контактировать с людьми.

Случается, девочки забывают во время пения ясно произносить согласные. Я им говорю: «Куда вы дели согласные? И-и-о и-и-о и-и-о», — пропеваю им по гласным «Миллион алых роз». Они хохочут и сразу исправляются. Чем понятнее ассоциация, тем лучше и быстрее учатся. По своей натуре женщины очень артистичные обезьянки, я этим пользуюсь.

Хормейстер должен увлеченно говорить, заражать своими идеями. Не должно быть так, что дирижеру музыка нравится, а хору — не очень. Нужно влюбиться в музыку на одном уровне, чтобы достигнуть гармонии в исполнении. Мы ведь триединство в концертном зале: дирижер, хор и слушатель. В этом суть гипнотической силы музыкальной правды. Не только мне и моему хору должно нравиться, а чтобы люди заразились. Я всегда спиной ощущаю, как нас слушает зал. Не специально, но чувствую. Потом уже приходят овации и комплименты.

Лариса Петрова воспитала не одно поколение талантливых музыкантов-исполнителей и педагогов. Многие из них работают в учебных заведениях и творческих

Лариса Петрова воспитала не одно поколение талантливых музыкантов-исполнителей и педагогов. Многие из них работают в учебных заведениях и творческих коллективах по всей стране

Лариса Петрова и академический женский хор ПГГПУ. В составе хора — 29 участниц — это бакалавры, магистранты и выпускники факультета музыки

Лариса Петрова и академический женский хор ПГГПУ. В составе хора — 29 участниц — это бакалавры, магистранты и выпускники факультета музыки университета

Но все же, что важнее в профессии: талант, усердие или окружение?

Конечно, талант важен! Без таланта делать в профессии нечего. Окружение тоже играет огромную роль. Усердие для меня — это постоянные обучения, повышения квалификации, творческие лаборатории, фестивали и конкурсы.

Я много работаю в составе жюри российских и международных конкурсов. Сейчас возглавляю экспертную комиссию по присуждению Премии Пермского края в сфере культуры и искусства. Для этого нужны беспристрастность и порядочность. Нужно выбирать объективно, без личных эмоций. Я этим отличаюсь.

Не могу не вспомнить о вашем сыне. Но воспитание талантов — не всегда простое дело. Можете дать рекомендации родителям, как помочь ребенку не бросить музыку и добиться успеха?

Шанса-то у моих детей, конечно, не было. Оба связали жизнь с музыкой. Екатерина — директор Пермского Губернского оркестра. Андрей — знаменитый DJ Smash.

Про него есть интересная история. Он же левша. Вы можете представить, как ему тяжело давалось обучение в музыкальной школе? Практически вся фортепианная музыка написана для техники правой руки, а для левой произведений мало. Как-то в классе пятом он приходит домой и говорит: «Мама, у нас есть топор? Разрублю это пианино. Ненавижу музыку и больше в школу не пойду». Я ответила, что понимаю его, и предложила поговорить, обсудить спокойно. В итоге договорились перейти на гитару. Но и тут не пошло, потому что преподаватель — правша и не знал, как показывать технику левше.

Я всегда спиной ощущаю, как нас слушает зал

В средней школе увлекся программированием, а любимым инструментом стал синтезатор. Мы сначала удивились. «Да это так, мама, для удовольствия». Потом стал записывать музыкальные треки, выпустил первую кассету, договорился о ее продажах. Его заметили и пригласили подрабатывать диджеем в клубе.

В 2000 году он тоже договорился с папой, как я когда-то со своим, что они едут в Москву, подписывать контракт со звукозаписывающей студией. Ему было всего 18 лет. Как говорил потом наш общий друг Дима Дибров: «Андрей приехал и никого не отодвинул, он занял собственную пустую нишу».

Мне кажется, главное, чтобы у любого ребенка всегда должны быть выбор и поддержка родителей.

Никогда не знала, как я буду воспитывать детей, и не училась этому. Сейчас любуюсь, какие у нас дети получились.

А какую музыку вы любите?

Я хожу на разные концерты. Мне очень жаль, что Теодор Курентзис ушел из нашей Оперы — это был такой глоток свежего воздуха для меня, невероятный полет. Его музыка и хор MusicAeterna во главе с Виталием Полонским принесли в мою жизнь все краски радуги.

Курентзис — это не просто гений или талант. Это миф. Он не только потряс своей музыкой весь мир, а хорошенько его тряханул.

Конечно, мой самый любимый жанр — хоровой. А вот на втором месте музыка моего сына. Сначала она мне была непонятна. Потом стало интереснее, когда поняла логику. С удовольствием слушаем, а все новинки он вначале присылает нам, родителям. Еще мне нравится, что у Андрея есть разнообразие в музыке, он не композитор одной песни.

А какая у вас творческая мечта?

Каждые юбилейные пять лет я отмечаю хоровым концертом в органном зале 16 марта. Всегда выбираю разный формат. Однажды на моем концерте ведущим был Виталий Полонский, руководитель хора MusicAeterna.

В этом году я взялась реализовать большое и важное произведение — симфонию-действо «Перезвоны». Ее написал Валерий Гаврилин по мотивам пьесы Василия Шукшина про Степана Разина. Обратите внимание на жанр: где вы такое встречали? Это симфония не из инструментов, а из человеческих голосов. Гаврилин писал ее десять лет и посвятил своему другу, руководителю Московского камерного хора, Владимиру Минину, легендарному российскому дирижеру.

«Перезвоны» часто исполняют в концертной форме, без всяких движений, а у нас будет с действом. Я пригласила четыре хора — это 120 человек. Добавила народный хор, который не прописан в произведении. Просто однажды поняла, что здесь эпизодически нужны голоса народного хора.

Чтецом пригласила Тимофея Павленко — солиста Пермской оперы. Вначале, когда я прочитала его текст, подумала, что это монолог от имени Бога или оракула. Но, вникла и поняла, что это наставления благоразумного разбойника. Это голос Степана Разина, когда он признал свои грехи и покаялся. Обычно для этой роли приглашали театральных актеров. А у меня будет оперный, потому что тембр у Тимофея не только красивый, но и интеллигентный, со смыслом.

Начнется все с колоколов. Выйдут 120 человек хористов, я, потом Тимофей и прочитает стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», которое подходит и для юбилея, и для произведения.

Меня муж спрашивает: «После "Перезвонов" будет совсем жирная точка?». Я же не могу обещать. Время покажет!

«Перезвоны» — это война с самой собой. Одно дело отвечать за собственный коллектив, а другое — за четыре хора. Мне тревожно и ответственно исполнять «Перезвоны» потому, что это очень серьезная музыка. Сам Минин назвал ее «энциклопедией деревенской жизни», а Гаврилин — «школой хорового пения».

Самое замечательное, что у нас получился огромный молодежный хор. Участники после каждой репетиции аплодируют, им нравится эта музыка. Я точно знаю, что эти концерты они запомнят надолго.

Текст: Екатерина Каргина
Фото: Анна Самсонова, архивы пресс-служб
Информационный обзор редакции. 6+

Материал из номера:
Март — Апрель 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: