Выставка-продажа «Кокошник. Сакральные смыслы» нижегородского мастера Натальи Чвертки открылась в музее моды и портновского искусства им. Н.П. Ламановой, в бутике дизайнера Ольги Рыхловой-Парле 24 января. На открытии собрались министры и главный советник губернатора Нижегородской области, блогеры, журналисты и деятели искусств. Мастер раскрыла сакральные смыслы кокошников, поделилась тонкостями производства и разрешила примерить парочку. Смотрим, как это было и кто был глазами фотографа Анастасии Волковой.
Ольга Рыхлова-Парле, нижегородский дизайнер, создатель музея моды и портновского искусства им. Н.П. Ламановой: «Пару лет назад на учебе познакомилась с необычным парнем необычной внешности, который был администратором в том учебном заведении. Мы начали общаться и, в очередной раз пробегая мимо его администраторской стойки, я краем глаза увидела, что он что-то шьет. Причем, что-то нетривиальное. Зовут этого парня Юханн Никадимус и он создает кокошники, редчайшие копии музейных экспонатов невероятной красоты. Привезти его в Нижний Новгород у меня не получилось, он очень дорогой. Но я увидела потрясающие работы нашего нижегородского мастера Натальи Чвертки и поняла, что это именно то, о чем я мечтала и то, на что хотела обратить внимание нижегородцев. Кстати, оказалось, Наталья - ученица Юханна. На мой взгляд, ее работы еще более изысканные».
Наталья Чвертка, нижегородский мастер: «Коллекция еще не очень большая, занимаюсь этим всего два года. Первый венец делала примерно так - увидела красивую картинку и решила, что сумею сделать. Но в итоге наделала много ошибок, несколько раз переделывала. Практически полгода делала этот венец, наступая на одни те же грабли. После поняла, что надо учиться. Нашла двух мастеров, среди которых Юханн Никадимус. Мы с ним общаемся в интернете».
Ольга Рыхлова-Парле: «Это невероятная красота. Очень хочется, чтобы наши девочки, девушки, женщины понимали эстетику русского украшения и главное - его сакральные смыслы».
Наталья Чвертка: «Кокошник - символ России, символ русской женщины, символ красоты. В традиции эта красота создавалась руками простых вышивальщиц. Кокошники носили не только боярыни и купчихи, но и крестьянские женщины. Девушка до венчания ходила в повязке. На венчание на эту повязку надевала венчальный венец. И сразу после меняла его на кокошник, на головной убор, который полностью закрывал волосы замужней женщины. Потому что считается, что именно в волосах женская сила. В узорах кокошников скрыты птицы и деревья жизни, как символы бессмертия души и вечной жизни. Наши предки знали больше, чем мы, к сожалению или к счастью, и очень хочется сейчас к этому сакральному прикоснуться».
Наталья Чвертка: «Кокошники бывают разных видов. Например, в Калужской губернии носили остроконечные кокошники, а в Нижегородской - двурогие. Также были торопецкие кокошники с шишечками, они говорили о благосостоянии семьи. Кому-то сейчас не хочется снимать кокошник. Думаю, это из-за внутренней тяги, генетической памяти. Мы же всегда тянемся к красоте. Девушка, которая выходила замуж в архангельском комплекте, рассказала в одном интервью, что у нее было ощущение, как будто она не по земле идет, а плывет, как будто ее что-то ведет».
Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Анастасия Волкова
Комментарии (0)