18+
  • Здоровье
  • Здоровье
Здоровье

Зоран Лукич: "Профессиональный спорт – это только двадцать процентов таланта и восемьдесят процентов работы"

Главный тренер баскетбольного клуба «Нижний Новгород» Зоран Лукич, тренировавший команду до 2014 года и выведший ее в финал Единой лиги ВТБ, вернулся к нам в прошлом марте. Легендарный наставник рассказал, каким должен быть хороший спортсмен и как культурный бэкграунд влияет на тренировочный процесс.

Интервью: Виталия Голованова Фото: Женя Дубова

Как выглядят будни спортивного тренера?

Их намного больше, чем у остальных. В графике на март у меня всего один выходной, безумный месяц. В Штатах даже есть такое понятие как march madness – это значит, что идет сезон и очень много игр. Поэтому основное время я провожу на площадке, отчасти это связано и с недостаточным на данный момент профессионализмом игроков. Но сам по себе он не разовьется, значит, нужно больше подготовки, коррекции тренировочного процесса, просмотра командных видеоматериалов для выявления ошибок и чужих игр для перенятия опыта.

Довольно много времени, работая тренером, вы провели в России. Более того, вы уезжали, но снова вернулись. Можно ли считать, что вы к нам прикипели? Или это чисто «рабочие отношения»?

Прикипел. Я всегда испытывал симпатию к России и имею глубокую привязанность к Нижнему как к месту. Тем более, он немного похож на мой родной Белград – тоже стоит на стрелке двух рек. Обидно, конечно, что весной и летом мы с командой обычно находимся на сборах за границей, так что для изучения города остается не самое приятное время с дождем или снегом. Но где-то один месяц в году в общей сложности у меня получается любоваться местом, хотя этого и ужасно мало. Очень люблю Кремль и стараюсь показывать его всем нашим гостям.

У вас большой опыт работы в разных странах: Индия, Турция, Сербия, Россия. Ощущается ли разница в менталитете на баскетбольной площадке?

Конечно. Люди сильно отличаются, есть разница в культуре, которая, если копнуть поглубже, определяет то, как спортсмены относятся к карьере, как прокладывают себе путь, как ведут себя и тренируются. Правоверные мусульмане могут останавливать занятия для молитвы, а на сборах в Индии мои подопечные бурно отреагировали на то, что я отпустил одного спортсмена в его же выходной встретиться с девушкой. Там отношения подчиняются строгим правилам, девяносто девять процентов людей сосватаны родителями, а, если перечить им, могут и от семьи отлучить. Но за этим очень интересно наблюдать, разбираться в истории, как страна развивалась, будучи английской колонией, как отразилось на ней получение суверенитета, как люди живут, как любят. Все свои эмоции и переживания спортсмены выражают в том числе и через баскетбол. И если у тебя нет никаких религиозных предрассудков, а у меня их нет, можно увидеть для себя что-то новое, расширить кругозор.

Менялись ли за двадцать четыре года тренерской карьеры ваши подходы в работе?

За это время пришел опыт, и на одни и те же вещи изменился если не взгляд, то реакция. Да и поколения сменились – лет двадцать-тридцать назад работа сильно отличалась. Сейчас больше технических возможностей, спортсмены стали выше, быстрее, изменился и спортивный регламент. И я, возможно, пересмотрел какие-то методы, но не принципы, которыми я руководствуюсь.

В чем они заключаются?

Во-первых, «голодный» человек, у которого глаза горят от интереса, имеет больше шансов стать успешным. Во-вторых, недостаточно иметь талант к баскетболу, нужно быть готовым много и усердно работать и уметь правильно воспринимать критику. Профессиональный спорт – это только двадцать процентов таланта и восемьдесят процентов работы.

Вы тренировали и юношеские команды. Каково работать с подростками?

Они сейчас совсем другие. В моем детстве ребята проводили много времени во дворе, играя в тот же баскетбол. В России, наверно, популярнее был хоккей. Где-то во дворах еще остались спортивные коробки, но в основном происходит полная разруха. Если хочешь поиграть, арендуй. Раньше мальчишки находились на льду или на кольце, а теперь они за компьютерами или с телефоном в руках и с абсолютно рассеянным вниманием. Технологии идут вперед и забирают у нас молодость, а ведь это очень важное время, когда человек должен развиваться совсем по-другому.

Вы рассуждаете как психолог. Имеются профессиональные познания?

Когда я учился в академии на баскетбольного тренера, у нас был курс психологии. Ведь я должен быть и педагогом, и родителем, и наставником, заботиться о своих подопечных. У меня в команде есть один парень, которого я буквально заставляю читать книги, чтобы он мог хотя бы нормально общаться. Ведь ничего в жизни с неба не падает, но, чтобы чего-то добиваться, нужно развивать интеллект. Нельзя концентрироваться только на спорте! Раньше спортсмены получали высшее образование, иногда и два, а сейчас рассуждают так: я ухожу в спорт, школа мне не нужна. Но я не хочу видеть в своей команде людей с таким настроем.

С эмоциональным выгоранием в работе не сталкивались?

Возьмем отношения: если люди в паре действительно по любви, они друг от друга не устанут. Самое важное, что баскетбол для меня – не работа, это моя жизнь и религия. Работа – быть тренером, и я горжусь этим правом, но сам баскетбол – это любовь. Поэтому, сколько бы ни длилась тренировка, я не устаю, как минимум, морально. Если тренеру тяжело, значит, он ошибся с профессией. Была у меня, конечно, и другая любовь, самолеты, но с моими габаритами в летчики не берут! (Смеется.)

Как развивается БК НН и что можно считать показателями этого развития?

Если смотреть на него как на организацию, нашей администрации я точно ставлю пятерку. Для маленького клуба, который, даже будучи в Евролиге, не позорился в организационных моментах, это показатель. Что касается инфраструктуры – у команды есть свой отличный тренировочный зал, есть игровой зал, и пусть они не рядом, но Ледовый Дворец полностью подходит нашему уровню, даже слегка превышает его. Несколько дней назад у нас появился свой тренерский офис. Все есть. Не хватает результата. Игроки, которые его приносили раньше, ушли на лучшие контракты в другие клубы. И это нормально, мы не можем конкурировать с бюджетами тех же ЦСКА, «Локомотива» или «Химок». Клуб дошел до Евролиги, потом снова опустился, потому что не стало фундамента. Но развитие команды идет заново, мы поднимемся обратно, потому что возможности позволяют.

Какую планку ставите перед нашими спортсменами на ближайший год? Будут ли в клубе какие-то кадровые изменения?

Мы сейчас находимся в плей-оффе Еврокубка, и на финальной стадии Кубка России, где нас тоже интересует плей-офф. Легко не будет, но надо идти вперед. Кадровые изменения уже происходят, они будут и дальше, приходят новые генерации и, если ты вовремя не зашел в свой поезд, это твои проблемы.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: