Далеко ли Нижнему до статуса театральной столицы? Выясняем у экспертов

В Год театра журнал «НН.Собака.ру» выясняет, как дела в театральной сфере Нижнего и какое место наш город занимает на театральной карте страны. Мы пообщались с представителями индустрии, местными и столичными, немного озадачились, но больше – воодушевились!

  • ЦТМ. Фото: Оксана Шверницкая.

Роман Должанский

Театральный критик, арт-директор фестиваля NET, заместитель художественного руководителя Театра наций

Не имею права судить о состоянии нижегородских театров и их постановках, поскольку давно не был в Нижнем Новгороде и несколько лет не видел спектаклей театров. Так что говорю только с позиции московского эксперта, следящего за изменениями общего российского театрального пейзажа.

С этой, возможно, не самой объективной колокольни могу констатировать: позиция Нижнего на театральной карте России весьма слаба, — во всяком случае, она не соответствует значимости города и его богатым культурным традициям. Не хочу вмешиваться в споры, какой именно из крупных городов страны является третьей столицей России: Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск или Нижний Новгород, — у каждого из них свои аргументы, — но вот театрального козыря в этом споре у Нижнего точно нет.

Не припомню, чтобы спектакли нижегородских театров были номинированы на «Золотую маску» или хотя бы на «Маску плюс» (возможно, я что-то упустил), чтобы о них спорили столичные эксперты и социальные сети, чтобы молодые критики стремились в Нижний на премьеры, да и вообще, чтобы НН фигурировал в театральных разговорах и обсуждениях. Тишь да гладь, ничего не слышно и не видно. И это в то время, когда в целом театральная жизнь за пределами столиц так интересно развивается, когда у всех театральных людей на устах премьеры Новосибирска, Красноярска и Перми, казанские эксперименты и спектакли из совсем маленького Лесосибирска, — список можно продолжить...

Мне могут возразить: нам Москва не указ, к тому же она слишком близко, да и вообще, все это пиар. Спорить не стану, и если провинциальная тишина милее активной жизни в контексте современной культуры, что ж, так тому и быть. По-моему же, это несправедливо и должно быть обидно для нижегородцев.

Вот, ради интереса заглянул на сайт театрального фестиваля имени Горького. Горький — один из самых актуальных драматургов сегодня, его много ставят в мире в последние годы, в том числе именитые театры и режиссеры первого ряда. Из зарубежных спектаклей нашел только «На дне» Коршуноваса и больше ничего. Горький — всемирный драматургический бренд, он может стать настоящим магнитом, который притянет в город театральный мир. Мне скажут: фестиваль — дорогое дело, дайте денег — привезем хоть весь свет. Отчасти это верно, но лишь отчасти. Кажется, — со стороны, — театральному Нижнему Новгороду не хватает витальности и хорошей амбициозности, правильных импульсов и желания менять ситуацию и меняться.

Евгений Пыхтин

Актер театра «Комедiя», основатель Центра театрального мастерства и организатор фестиваля «Театральная стрелка»

До статуса театральной столицы Нижнему Новгороду далеко. Все познается в сравнении. В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Ростове, Краснодаре, Красноярске, Казани происходит невероятное количество событий, и публика там более подготовлена к восприятию спектаклей разного формата. Хотя сегодня и у нас началось движение: возникают новые фестивали, возрождаются старые, появляются интересные постановки. Может, такое оживление связано с Годом театра — не знаю.

Город появится на театральной карте России, когда мы настроим коммуникацию со зрителем. Нижегородцы мало погружены в культурный контекст. Чем больше будет происходить событий: выставок, концертов, спектаклей, лекций, лабораторий, гастролей, — тем больше они будут интересоваться искусством, в том числе театром, тем лучше будут его понимать. Мы должны быть в сговоре со зрителями: общаться с ними на определенные темы определенным способом. И делать качественные проекты. У Нижнего огромный потенциал в этом плане.

Эрнест Соколов

Управляющий партнер «Нижегородского концертного бюро»

На мой взгляд, дело прежде всего в узком круге ценителей искусства и культуры в Нижнем. При населении почти в полтора миллиона человек наш город почему-то пока еще достаточно мещанский: люди не готовы идти на что-то модное, потому что они не видели этого ранее и это недостаточно разрекламировано. А тех, кто разбирается не в массовом искусстве, здесь очень мало.

Еще одна проблема: театральный рынок так же, как и концертный, переполнен бездарными антрепризами, где некогда известные актеры играют в какой-то ереси. Зрители уже боятся покупать билеты. А хорошее мероприятие будет стоить дорого при не слишком высокой платежеспособности населения. Близость Москвы тут тоже накладывает отпечаток: там происходит очень много всего интересного, плюс это бизнес-направление — большой поток платежеспособных людей проводит там достаточно времени, в том числе и по работе.

Мы со своей стороны пытаемся привезти в Нижний какие-то интересные постановки, например, в прошлом году это был «Щелкунчик» с солистами Большого театра. В 2020 году мы снова это повторим на рождественские праздники. Но я считаю, что каждый город индивидуален, поэтому локальные мероприятия должны тоже происходить, нужны новые экспериментальные вещи в этой сфере. Главное, чтобы они находили отклик у людей. 

Оксана Михеева

Кинорежиссер, сценарист, советник губернатора Нижегородской области по культуре и продюсер фестиваля «Горький Fest»

Нижний Новгород как никакой другой город заслуживает статус театрального. Одно только училище имени Евгения Евстигнеева ежегодно выпускает плеяду талантов, которые потом блистают на ведущих театральных площадках страны. Зритель вроде и не искушенный, но вполне избирательный. Но сегодня стоит поднять, выявить причины нашего отсутствия на театральной карте страны, и, уверена, найдутся пути решения этих проблем. Нижний сейчас находится на таком взлете, что театральная жизнь только преобразит его и привлечет внимание к себе.

Крайне важна взаимная театральная интеграция между регионами и центральной Россией, чтобы за творческой жизнью нашего города следили и за его пределами, чтобы с интересом ждали новых постановок, чтобы наши спектакли были востребованы в других регионах, а на гастроли в наш город приезжали с интересом и волнением. Чтобы наших режиссеров приглашали ставить в театры по всей стране и, наоборот, охотно приезжали к нам. Важно, чтобы совершенствовались существующие площадки и появлялись новые. Вопросов конечно много, но здорово, что мы говорим об этом в Год театра, когда этой сфере культурной жизни уделено особое внимание. Уверена, это начало большого пути.

Виталия Голованова,
Комментарии

Наши проекты