18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Все мы родом из детства: режиссер Оксана Барковская о «Новеньких»

Первые две серии финального, четвертого сезона сериала про подростков «Новенькие» сегодня выходят на платформе START. Мы уже посмотрели их на закрытом специальном показе в «Рекорде» и даже взяли эксклюзивное интервью у режиссера Оксаны Барковской. Спойлер: получился сеанс терапии, на котором мы проговариваем, что каждый из нас не один, насколько важно говорить друг с другом и самими собой и окружать себя «правильными» людьми.

Начну с ожидаемого вопроса. Самый первый сезон «Новеньких» родился из истории Влада Бахова (16-летний подросток из Смоленской области, который бесследно пропал после вечеринки в лесу в 2019 году. – Прим. «НН.Собака.ru»)?

Это всего лишь зрительские домыслы. Сериал был придуман давно, еще до истории Влада Бахова. В течение последних 10 лет я ходила по разным каналам, продюсерам с идеей снять сериал про подростков, чтобы и они сами, и взрослые, которые с ними взаимодействуют, обратили внимание на их проблемы. Мне говорили: «Да ты что, с ума сошла? Это не рекламоберущая аудитория. Подростки еще не покупают спорткары и квартиры, но им уже не интересны куклы и машинки. Какой смысл делать сериалы про них и для них?» Тогда это никому не нужно было. А сейчас все вдруг начали обращать внимание на эту тему, стали говорить буквально моими словами, что выросло целое поколение, воспитанное TikTok’ом, на которое никто не обращал внимания. Тем не менее благодаря поддержке Института развития интернета «Новенький» вышел в 2020 году.

Это действительно странное совпадение, что снимать начали сразу после истории Бахова.

Да, она тогда была на слуху. Только поэтому нас сразу начали ассоциировать с ней. И я тогда в одном интервью сказала, что это, конечно, история Влада. И его, и большого количества детей, которые исчезают и на которых никто не обращает внимания. Хотя, естественно, прямой связи нет.

Но это не единственное сравнение. В отзывах еще пишут про связь с сериалом «Элита». Или, например, я разглядела в третьем сезоне «13 причин почему».

Конечно, пересечения есть, но ненамеренные. Я сначала сняла «Новеньких», а потом посмотрела «13 причин почему». И тоже заметила, что какие-то моменты и правда схожи. Но это лишь потому, что у подростков всего мира одинаковые проблемы. Мы проводили фокус-группу по всем регионам страны, опрашивали детей 13–17 лет, чтобы понять, в каком направлении нам дальше развиваться. И выяснили: 6 процентов интересует политика; 77 процентов – межличностные отношения, например абьюз и буллинг; 64 процента – проблемы с родителями. Поэтому сравнивать нас с другими сериалами, наверно, можно, но исключительно потому, что подростков волнуют одни и те же темы.

Какая цель была изначально у этого сериала?

Люди, которые искренне занимаются документальным кино, пропускают многое через сердце, пытаются как-то изменить мир. Поэтому все мои проекты с социальной миссией.
На данный момент мы преодолели цифру 90 миллионов просмотров на YouTube. Плюс еще миллионов 10 в онлайн-кинотеатрах. И у нас очень сильные «пираты». То есть минимум 100 миллионов человек посмотрели «Новеньких». Но у нас нет такого количества подростков в стране. Значит, к ним присоединились мамы и папы, бабушки и дедушки, от которых я, кстати, получаю огромное количество фидбэков. Многие говорят, что всю жизнь прожили с детскими травмами, «злыми подростками» внутри и только после просмотра сериала наконец освободились. После первого сезона по всей стране стали создавать антибуллинговые клубы, подростки начали ставить «Новеньких», но по мотивам своих травм, на сценах школьных театров. Это же здорово. И для меня вот это важно.
И, конечно, я это делаю для своих детей и их будущих детей. Чтобы они понимали, что вокруг есть взрослые, с которыми можно поговорить, которые могут помочь.

Ваши дети почти ровесники «Новеньких», им 18 и 19 лет. Они как-то повлияли на ход сериала, обсуждали с ними что-нибудь?

Конечно. Мои дети иногда читают сценарий и смеются надо мной: «Ну ты, блин, мама, ты вообще откуда...» И переписывают какие-то моменты. К тому же пара Саши и Алины в сериале – это реальная история, списанная с друзей моих детей.

А кто из героев вы?

Соня. И немного Рита, потому что я была «новенькой» семь раз и каждый раз мне приходилось самоутверждаться. Иногда за счет кого-то.

Неужели, почему?

Да, я была трудным подростком. Отличницей, но при этом хулиганкой со сложными отношениями с родителями. Даже стояла на учете в детской комнате милиции.

Но никого не доводили до самоубийства?

Надеюсь, нет. Я всегда за справедливость. Могла тогда отлупить кого-нибудь, но только за дело.

Снимать сериалы про подростков и для подростков – это риск?

Колоссальный риск. Поэтому все сценарии читает подростковый психолог Екатерина Кес. Она, кстати, не начинает терапию с родителями, пока они не посмотрят «Новеньких». Очень важно, чтобы родители определили психотип своего ребенка.
В сериале я не указываю детям, как себя вести. Только подсказываю, что всегда нужно разговаривать. Не пытаюсь заигрывать и говорить с ними на одном языке. Стараюсь придерживаться документальности и выполнять социальную миссию. Я не делаю высокохудожественное арт-кино, которое очень люблю, не мыслю образами и называю вещи своими именами. Поэтому «Новеньких» смотрят и любят, поэтому с ними считаются.

О чем четвертый сезон?

Четвертый сезон – это детские травмы. Это обиженные, недолюбленные, залюбленные маленькие мальчики и девочки, которые сидят в каждом из нас и рано или поздно выскакивают. Это взрослые, которые боятся заглянуть в себя и поговорить с собой, которые ежедневно предают себя, которые из-за своих маленьких девочек и мальчиков не могу решить проблемы. Это внутренний бунт детей, которые сидят внутри каждого взрослого.

То есть вы убеждены в том, что у каждого из нас есть хотя бы одна детская травма?

Да. Вот вам, наверно, 22–23 года, и я думаю, что вы пока просто боитесь заглянуть в себя. Но вы придете к этому. Когда-нибудь именно та самая маленькая девочка может не пустить вас в какую-то новую историю.

Вы к этому пришли с помощью психолога?

У меня есть потрясающая подруга – актриса Ирина Горбачева. Честная и смелая. Она намного младше меня, но мы очень близки. Именно Ирина практически заставила меня вытащить своего внутреннего ребенка и принять его.
А с психологами у меня не складывается, потому что, как правило, я их ломаю.

Стоит ли зрителю надеяться на продолжение истории даже после финала?

Да. Мы не просто так ввели в сезон новую героиню, которую сыграла Кира Медведева. Не пацанка, а актриса. Это важное уточнение. Я хочу, чтобы зритель отрывал ее от образа пацанки. Та история закончилась.

Кира Медведева и Оксана Барковская

Кира Медведева и Оксана Барковская

А почему именно Кира?

Эта идея пришла мне как-то в 4 утра. Я сразу позвонила продюсеру START Леше Троцюку, сказала, что хочу попробовать, и он ответил: «Круто, давай». Изначально у нее должна была быть маленькая роль, но когда мы встретились, я дала ей текст и сказала: «Если ты хочешь, если ты выучишь все так, как мне нужно, то мы будем переписывать сценарий». И она все сделала. Мы переписывали написанный сценарий под Киру. Это будет мегаважная история.
И мне важно, чтобы на Киру посмотрело большое количество мальчиков и девочек, которые не верят в себя. Чтобы они поняли, что все возможно, если бросить употреблять запрещенные вещества, перестать бухать и заниматься фигней, а начать читать книги, смотреть хорошее кино и учиться. Поэтому премьера первой серии финального сезона в Нижнем Новгороде. Кира Медведева уезжала отсюда звездой-пацанкой, а возвращается звездой-актрисой. Наглядный пример для подростков.

Получается, вам не важно – профессиональный актер или нет?

Когда мы начинали работать, у Глеба было две большие роли, в «14+» и в «Красных браслетах», но его талант и органика на кастинге первого сезона «Новенького» были абсолютно очевидны. Он не получил специального актерского образования, но у него есть большой талант и манкость. И у Киры есть то же самое, что и у Глеба. У нее есть и органика, и желание учиться. Она уже работает с педагогами, сводит татуировки. А я с большим удовольствием наблюдаю за ее ростом. У нее уже другой взгляд, другая речь, другая пластика.

Кира Медведева

Кира Медведева

Вы продолжите снимать фильмы и сериалы про подростков?

Я буду снимать только про них и для них. У меня есть проект одного полного метра, но это на когда-нибудь. На ближайшие три года истории только про подростков. Все они основаны на реальных событиях. И все они будут, думаю, не менее резонансные.

Будете набирать новых актеров или приглашать «Новеньких»?

Конечно, в спин-офф будет сниматься часть актеров из «Новеньких», но не все. В проекте для другой платформы, который запланировали на октябрь, будут Глеб, Анар, Кира и, возможно, Аня. Но, конечно, я своих кинодетей не брошу. Буду отталкиваться от органики, из-за которой так верят «Новеньким». Мне даже иногда пишут дети: «Соня ужасная, поговорите с ней, пожалуйста, пусть она перестанет так себя вести». То есть думают, что она реальный человек.

Перепишите, пожалуйста, сценарий. Вам сложно?

А мы его переписываем иногда. Я работаю с актерами через тело и их личные истории. Всегда говорю им: «Это кинотерапия. Пользуйтесь! Проживайте!» Например, у нас есть герой, которого сыграл Артем Давыдов. И у актера в реальной жизни проблемы с папой, он против актерства сына. И он сам переписал монолог своего героя под личную ситуацию. На съемках на крыше заброшки кричал: «Папа, я хочу, чтобы ты понял, что это моя мечта!» И, конечно, ничто и рядом не стоит с такой органикой.

Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Наталья Арсланова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: