Другая природа Владимира Чернышева

Исчезновение, трансформация и природа – вот главные темы выставки «Гудрон и гномы», которая откроется 13 ноября в галерее Futuro. Гостей ждут бассейн с гудроном, гномы, искусственный огонь и другие видения художника. 

Я давно хотел поработать с Futuro. Каждый раз, когда я был в галерее, мне безумно нравилось само пространство, но всегда возникал вопрос: как там вообще можно что-то экспонировать? Пространство Futuro самодостаточно, оно поглощает все, что в него попадает, особенно это касается стен. Поэтому я много думал о том, как использовать специфику места, и в итоге сосредоточился на работе с полом, а также решил продолжить тему поглощения.

Главным материалом для работы в большом зале стал гудрон как визуализация идеи постоянных изменений: он известен своими обволакивающими и консервирующими свойствами, никогда до конца не застывает и принимает любые формы. Работа будет представлять собой пятидесятиметровый бассейн, наполненный гудроном, с лестницей и твердым каркасом. 

В этом объекте я частично ссылаюсь на концепцию спекулятивного реализма – это современная философия о вещах и об отношении к ним и между ними. Один из ее пионеров, Грэм Харман, говорит о том, что размышление о вещах заслуживает не меньшего внимания, чем размышление человека о самом себе. Мне нравится это смещение фокуса от человека к окружающему его миру вещей. На первый взгляд этот подход может показаться наивным, но он как будто намекает, что не все в мире существует в человеке или для человека, не все программируемо. 

В Белом зале будет представлена серия скульптур гномов. Они будут располагаться вокруг искусственного огня, их намерения будут неявными, как и их идентичность. Корни «гномьего культурного кода» уходят в особенности человеческой физиологии, многократно помноженной на вымысел. В этом сказочном уродстве есть своя красота. Ее природа человекоцентрична во всех смыслах. Искусственный огонь проблематизирует само понятие природы. Сейчас имитации так органично вписываются в нашу жизнь, что становятся ее неотъемлемой частью. При этом чем некачественнее и очевиднее подмена, тем веселее за ней наблюдать.

Мы привыкли думать, что природа – это загород, речка, лес или живописный пейзаж с картины. Но природа окружает нас повсюду, так как «неприроды» не существует. Например, искусственный огонь – это тоже природа, а также товар, характеризующий современное потребление. Мы можем говорить о природе как об окружающей среде и заниматься экологией, мы можем говорить о природе вещей и заниматься онтологией, короче говоря, природа – это очень условная штука. 

Другая моя работа из Белого зала – «Аптечка» –  как раз об онтологии: она отсылает к идее желудя в себе, где на месте желудя может быть любой предмет, данный нам через опыт красоты. Еще будет представлена серия графики, состоящая из двенадцати работ, где повторяется один и тот же образ замка или огня. Эта серия о том, что одни и те же вещи всегда разные, сколько бы раз мы к ним не обращались.

Одна из главных тем выставки – исчезновение и изменение – это то, вокруг чего в основном складываются мои работы, то, что мне всегда было интересно. В последние годы я много работаю за городом с рисунками и инсталляциями, которые впоследствии меняются и разрушаются под воздействием окружающей среды. Всю эту историю объединяет название «Загородные практики». Во время премии «Инновация-2019» я устраивал небольшую выездную экскурсию, чтобы члены жюри и другие художники смогли увидеть мои работы. Во время данной выставки я тоже планирую провести выезд, чтобы показать желающим это место.

Французский философ Бруно Латур актуализирует вопрос человеческого в понятии природы: обычно граница между природой и культурой стерта. На выставке мне бы тоже хотелось попытаться найти эту границу и убедиться, что ее не существует.

 

Текст: Наталья Бадьина

Фото: Анастасия Пономарева

Наталья Бадьина,
Комментарии

Наши проекты