18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Ерор ТОЙ, Саша Хоменко и волшебный лифт: русско-австралийские культурные связи

В начале октября в Москве открылась выставка «Связи» – коллаборация нижегородского стритарт-художника Ерора ТОЙ и художницы из Австралии Саши Хоменко в сотрудничестве с галереей "ТОЛК". Проект зародился в Мельбурне, а в 2020 году там же (скрестим пальцы!) будет его логическое завершение. Почти под занавес (посмотреть инсталляцию можно только до 4 ноября в «Перелетном кабаке») делимся нашей беседой с авторами – о культуре лифтов, пельменях и творческом поиске.

Саша, как тебя занесло из Австралии в Россию, и откуда вы знакомы с Ерором?

Саша: Я родилась в Калининграде. Когда мне было восемь, мы с семьей переехали в Австралию. Это мой второй визит в Россию, первый раз я приезжала, когда мне было пятнадцать. С местными ребятами я познакомилась через куратора проекта Оксану Ситчук. Она узнала, что мне очень интересна русская культура и помогла все это спланировать и осуществить. Вся работа проходила летом, я жила в арт-резиденции Арсенала – большое спасибо его команде за такую поддержку, а ребята-нижегородцы знакомили меня со своим бытом, городом, творческой средой и жизнью в целом. Интересно сравнивать, находить сходства и различия в русской и австралийской культурах.

Ерор: Одно из различий, например, нашли, пока варили пельмени в гостях на Автозаводе. Оказалось, что в Австралии их не едят с бульоном.

А теперь о проекте. Что он собой представляет?

Саша: В России же много домов, где есть лифты. Типичные старые лифты. Ты заходишь в такой и видишь много разных граффити, рисунков, надписей и на русском, и на английском языках. И вот мы хотели с этим поиграть. Сделать лифт со своим творчеством. У нас в Австралии нет такой культуры лифтов, как здесь. Но граффити и проявления вандализма встречаются. Поэтому мы хотели объединить то представление об этом, которое есть в Австралии, с проявлениями в российских реалиях, чтобы создать связь двух культур. 

У вас же разные стили. Как вы подстраивались друг под друга?

Ерор: Каждый просто делал что-то свое. Объединилось это в общий контекст уже в текстовой работе.

То есть вы продолжите эту же тему в Австралии? Создадите такой же лифт, или это будет лифт австралийского дома?

Ерор: Мы пока не понимаем до конца, что и как будем делать. Вряд ли мы найдем в Австралии то, что нам нужно, поэтому, скорее всего, будем создавать что-то совсем новое.

Саша, совпадает ли то, что ты здесь видишь, с тем, какое у тебя было представление о российском искусстве? Были ли какие-то стереотипы?

Саша: На самом деле да. Когда читаешь книги, которые у нас есть, видишь только сторону советского союза, ту, старую сторону. Стереотипы были, и когда я приехала, был приятный шок. Оказалось, что здесь богатая и глубокая культура видна, а мы почти ничего о современной России и не знаем. 

Насколько стрит-арт остается нелегальным в Австралии, или уже дан зеленый свет?

Саша: Первое, что я заметила: здесь ребята могут найти место и просто что-то нарисовать. У нас так нельзя. Нужно получать какую-то форму, разрешение от властей. А это практически невозможно.

Чувствуете ли вы сейчас ответственность, причастность к глобальному арту и представлению России на мировой арене? Или это просто работа, обычное дело?

Ерор: Не могу сказать, что ощущаю это именно как груз ответственности, но это точно и не обычное дело. В любом случае, мы неплохо замахнулись.

Как часто вы вообще работаете в коллаборации с другими художниками, насколько это сложно?

Саша: Это больше интересно, чем сложно. Я всегда работала одна, и это моя первая коллаборация. Классный опыт.

Ерор: У меня вся жизнь – коллаб. Нужно делать проекты с другими художниками, чтобы развиваться.

 

Интервью: Виталия Голованова, Наталья Коренченко (галерея "ТОЛК")

Текст: Юлия Романова

Фото: Анатолий Козьма 

 

Инсталляция представлена до 4 ноября. Москва, Мансуровский пер., 10с2, "Перелетный кабак".

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: