18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Катарсис по зуму: интервью о цифровом будущем театра с режиссером Русланом Кутлыевым

Почти все вернулись с удаленки к нормальной жизни, кроме интровертов и фрилансеров. И одного небольшого, но гордого театра, который теперь живет только в сети, да еще и других туда затягивает на международный фестиваль Onlife iDEA Fest. Спектакли показывают в сети интернет каждую субботу в прямом эфире с октября почти до нового года. «НН.Собака.ru» пересеклась с главным режиссером фестиваля, создателем «Содружества актеров К.А.Р.М.А.» и онлайн-театра The-a-Ter Русланом Кутлыевым не только перетереть за театр, но и для того, чтобы лишний раз убедиться в его реальности.

Идея показывать спектакли через Zoom пришла одновременно с ковидом?

Справедливее сказать, что это не «идея показывать спектакли через Zoom», а желание посмотреть по-другому на театр. И я такой театр вынашивал давно. Было ощущение, что есть где-то что-то неизведанное, рискованное, непонятное – некая фантастическая форма искусства. И ею оказался цифровой театр. Ковид, конечно, подтолкнул к реализации идеи.

Можно ли прочувствовать спектакль через экран? Это же не кинематограф со спецэффектами.

Да, это не кинематограф, но прочувствовать спектакль можно, иначе мы бы не занимались этим. Между актером и зрителем существует неизведанная энергия, которая завораживает именно в нашем формате onlife.

Как решаете вопросы с декорациями, светом, звуком? Каждый сам все настраивает?

Да. В 95 процентах случаев актер настраивает все сам, технически разбирается с Zoom. Это как с автомобилем – нужно примерно понимать, как все устроено. Здесь такая же история. Декорации подбирает и настраивает тоже актер. Так как кто-то может быть в Париже, а кто-то – в Москве. За счет этого возникает больше ответственности и трепета.

Удаленная работа, учеба, теперь еще и театр. Удаленка губительна для общества, не думали об этом?

Думал. Но я не считаю, что она губительна. Этот формат возник как необходимость. На удаленке человек, даже посещавший в прошлом офис, школу, может общаться со всем миром. Современность такова, что людей, которые общаются через интернет, гораздо больше, чем тех, кто делает это в реальной жизни. Каждый находится в зоне своего комфорта и общается в разных мессенджерах. Театр – это тоже способ коммуникации. Персонажи, которых играют актеры, находятся в разных концах света, а во время спектакля они создают новое единое пространство, которого до этого даже не существовало.

Хороший актер – какой он?

Если актер пропускает историю через свое сердце – значит он хороший. Если просто отапливает космос своей энергией – плохой. Технику игры тоже никто не отменял, но лучше видеть человека, нежели актера.

Лучше видеть человека, нежели актера

Хороший режиссер – какой он?

Лучший ответ во фразе советского режиссера Георгия Товстоногова: «Режиссер, не чувствующий актерскую природу, – мой личный враг». Поэтому я считаю, задача режиссера – вскрыть природу актера, а вскрыв, не мешать ей. Это вершина мастерства.

Задача режиссера – вскрыть природу актера, а вскрыв, не мешать ей. Это вершина мастерства

Вы работаете с непрофессиональными актерами. Зачем это вам?

Во-первых, это интересно. Во-вторых, я тоже стараюсь продолжать учиться вместе с людьми. Это потрясающий опыт – создавать то или иное действо, постановку с непрофессиональными актерами. Им неизвестны правила и техника игры, ремесло и штампы, которые выходят из профессиональных актеров. Работая с людьми онлайн, я заметил, насколько искренне и по-человечески они раскрывают чувства своего персонажа.

Непрофессиональный актер живее профессионального?

Живые все. Дальше все зависит от открытости человека, хулиганства, внутреннего азарта и «детскости».

Как непрофессионалу попасть в актерский состав?

В своей работе я не разделяю актеров на профи и нет. Но конкретно на фестиваль попасть непрофессиональному актеру невозможно, все участники являются лауреатами различных международных и российских фестивалей.

Вы работаете на зрителя или на реализацию своего режиссерского «Я»?

Основной драгоценный камень формата onlife – человек в прямом эфире без публики наяву, только чувства и эмоции. Весь свой опыт я направляю на то, чтобы актер мог сильнее раскрыть свое сердце. Но и моему эго, конечно, приятно внимание публики.

Кто-нибудь когда-нибудь вставлял вам палки в колеса в творческом мире?

Если никто не вставляет палки в колеса, становится скучно. И это значит, что ты идешь не туда. Если кто-то мешает тебе идти – значит все правильно. Всем этим людям я очень благодарен и отвечу фразой Фридриха Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Если никто не вставляет палки в колеса, становится скучно.

На что живет театральный фестиваль, затратно ли это?

Конечно, затратно. Как в плане энергии, так и финансово. Сейчас мы в поиске спонсоров, компаний, которые понимают нашу миссию – объединять людей вокруг основных человеческих ценностей посредством театрального искусства. Мы создаем уникальную творческую среду, которая помогает стать театру максимально доступным в любой точке мира.

Художник должен быть голодным?

Безусловно. Я считаю, что в нашем деле лучше «не обжираться» (смеется).

В Нижнем Новгороде можно реализовать свой режиссерский потенциал?

Можно. Тем более что сейчас стало больше возможностей, в том числе благодаря фестивалю.

 

Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Руслан Белов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: