18+
  • Город
  • Урбанистика
Урбанистика

Вячеслав Хуртин

Коллекционер старинной техники и инструментов, механик, основатель и директор Технического музея несколько лет был в поиске выставочной площадки для проекта, о котором давно мечтал, а в итоге к 800-летию города выставок получилось несколько.

Сбором и реставрацией предметов своей коллекции Вячеслав Хуртин занимается уже более 25 лет. Энтузиаст, с которым нашему городу повезло. Взаимно ли? Долгое время он считал, что нет, так как первые годы жизни Технического музея, который он открыл своими силами и на свои деньги, были очень тяжелыми. Сейчас в это трудно поверить, но на открытие музея в 2014 году даже никто не пришел. А ведь создание музея по личной инициативе – большая редкость. В нашей стране такой шаг сродни подвигу. Вячеслав Викторович своей идеей был одержим, поэтому музей выжил и в 2016 году вошел в состав Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, а коллекция продолжает пополняться. Особенность его коллекции не в количестве предметов, а в ценности каждого из них. Станки, инструменты, техника, транспорт, документы, представленные в его музее, – не просто картина эпохи, а уникальные свидетельства прошлого, которые не купить за деньги и просто так не найти. Например, в зале «Назад в СССР» есть рабочий уголок – стол и стул 1950–60-х гг., внешне не примечательные, а между тем это личные вещи великого инженера, создателя судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева из легендарного конструкторского бюро, с инвентарным номером и подписью. Просто имея много денег, такую коллекцию собрать нельзя.

Любой музей интереснее посещать с экскурсоводом, специалистом, который расскажет гораздо больше, чем мы можем увидеть, а в Техническом музее экскурсии проводятся с демонстрацией работы экспонатов. Правда, времени на то, чтобы водить экскурсии гостям Технического музея, у Вячеслава Хуртина в этом году не было. 800-летие города стало для него настоящим испытанием: мечтал об одной выставке, а получилось пять. С чем это связано? В его коллекции собраны образцы, представляющие исключительный интерес и ценность. Их хватило бы, пожалуй, не только на несколько выставок, но и не на один музей.

Работа с частной коллекцией для партнеров и музеев имеет свои особенности и преимущества. Например, до 7 ноября в Арсенале проходила выставка «Город как графика. Нижний Новгорода на картах и гравюрах XVI– XXI вв.», в основе которой более 100 памятников печатной графики из коллекции Хуртина. Впервые в таком объеме они демонстрируются нижегородцам и гостям города. Скорее всего, эта выставка больше не повторится. Редкие изображения, планы Нижнего Новгорода и ярмарки, предметы картографического искусства Вячеслав Хуртин собирал на протяжении пятнадцати лет, а действующие печатные станки – часть его собрания старинной техники. Далеко не каждый гость выставки может понять, что перед ним подлинники, которые можно увидеть «вживую» только один раз в жизни. Так вот, ни один музей или архив не будет выставлять такое количество редких документов на длительное время – это противоречит правилам хранения, а графика очень уязвима и капризна. В случае же с личной коллекцией это возможно. К слову, коллекционеров, которые собирают не для себя, а чтобы показывать и популяризировать свое собрание другим, – единицы, в России их можно пересчитать по пальцам.


2021 год Вячеславу Хуртину запомнится тем, что он впервые получил серьезную финансовую поддержку. В конце 2020 года он выиграл грант АНО «Центр 800» на реставрацию уникальных нижегородских памятников техники и графического искусства, которые еще ни разу не были показаны из-за плохого состояния. Подготовкой старинной техники и приведением ее в рабочее состояние коллекционер занимается давно: каждый экспонат прошел через его руки. Вернуть к жизни давно замолчавший механизм невероятно интересно, но на реставрацию одного предмета могут уйти месяцы и даже годы. А в собрании Вячеслава Викторовича есть и такие вещи, с восстановлением и подготовкой к показу которых в одиночку не справиться.

Благодаря поддержке Центра 800 были отреставрированы, оформлены более ста карт и гравюр, а также уникальные памятники нижегородской истории, вошедшие в основу двух выставок, созданных по инициативе Хуртина: «Город как графика. Нижний Новгород на картах и гравюрах XVI-XXI веков», (Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал). Выставка вошла в программу официального празднования 800-летия города.

«Нижегородские страницы. Восемь историй из жизни губернского города» в главном здании НГИАМЗ – Усадьбе Рукавишниковых. Одним из самых впечатляющих предметов стала Столистовая карта (подробная карта Российской империи), которую в 1812 году использовал Наполеон Бонапарт в походе на Россию. К выставке В. В. Хуртин впервые в истории собрал карту в полном размере (5 на 4 метра, она поместилась в бальном зале Усадьбы Рукавишниковых).

При участии коллекционера также были подготовлены и дополнены проекты: «Река-Река» в здании бывшего Речного вокзала.

«Родом из СССР» – часть выставки советского дизайна 1918-1991 гг. в Китайском музее дизайна (Пекин).

«Нижний в 3D – взгляд через эпоху» в Техническом музее совместно с Русским музеем фотографии. В каждый из выставочных проектов, вне зависимости от его масштаба и места проведения, было необходимо включиться лично (головой, кошельком и, в буквальном смысле, руками) – интеллектуально, финансово, организационно. Коллекционер отметил, что, конечно, это было не так страшно, как открыть музей в 2014-м, ведь ему довелось работать с двумя крупнейшими музеями нашего города – Нижегородским музеем-заповедником и Арсеналом – и другими уже состоявшимися проектами.

Вячесла Хуртин

2021 год буквально выпал из моей жизни, несколько месяцев я работал без выходных, не видел лета и уже сам был не рад своей работе, но теперь ко мне понемногу приходит чувство, что все получилось и многое из задуманного удалось реализовать. Выставки юбилейного года – итог многолетней работы и моя сбывшаяся мечта. Оценивать их значимость предстоит тем, ради кого все это затевалось: нижегородцам и гостям нашего региона, всем, кто любит город, изучает его наследие и неравнодушны к тому, чем он живет. К сожалению, узнать напрямую от каждого из посетителей мнение о выставках и о том, что они для себя открыли, невозможно, но недавно я почитал книгу отзывов на выставке в Арсенале и убедился, что все наши усилия прошли не зря

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: