ТОП50-2019: Артем Мещеряков

Ребята из проекта Publica уже поменяли взгляд нижегородцев на творчество Алекса Дубаса и Олега Груза, но не собираются почивать на лаврах. В планах ни много ни мало децентрализация культурной жизни в городе и стране, создание новых форматов продюсирования и городская культурная революция.

Publica – это проект, который будет привозить в город новые лица и знакомить людей с немассовым искусством. Сейчас компании, которые привозят в Нижний артистов и спектакли, не имеют четкой концепции и идейного стержня, у них нет коммуникации со зрителем – мы же хотим сделать проект с понятной философией.

Затея коммерчески рискованная, потому что вначале нужно познакомить людей с новыми форматами через мероприятия, которые могут не окупиться. Мы осознанно идем на этот шаг, ведь создав четкий образ сейчас, мы сформируем сообщество зрителей, которые будут знать, что мероприятие от Publica – это всегда интересно, необычно, уникально для города.

Мы пытаемся работать не только с контентом, но и с визуальным наполнением, с самой площадкой. Например, наш первый проект, моноспектакль Алекса Дубаса «Прометей», проходил в филармонии, и мы полностью переосмыслили это пространство. Мы отсекли часть зала, сделали черный кабинет, уменьшили сцену, создали свой световой сетап, – в общем, превратили знакомую всем Нижегородскую филармонию во что-то совершенно иное. Никто на такое прежде не решался.

Наша работа может косвенно отразиться и на других площадках: они смогут по-другому посмотреть на свои возможности и перспективы. Индустрия развивается, меняется культурный запрос, и площадки должны трансформироваться и подстраиваться под новые требования.

У меня такое ощущение, что сейчас в городе зреет импульс к созданию нового подхода к концертным пространствам. Есть масса примеров в Москве, Питере и других городах, показывающих, как по-современному могут работать библиотеки, дома культуры, музеи. Пока проблема с малыми площадками в городе существует. Нужна вовлеченность самих владельцев пространств, чтобы они почувствовали себя участниками рынка, а не просто арендодателями. Для этого нужно, чтобы на руководящих должностях находились неравнодушные люди: если ты пришел, чтобы управлять и развивать, – прекрасно, а если твоя цель лишь получать зарплату и мечтать, чтобы тебя никто не трогал, – проблемы города никуда не уйдут.

Мы постоянно ищем партнеров, которым интересно быть вовлеченными в новые форматы, а не просто спонсорский баннер поставить. В данный момент мы регистрируем некоммерческую организацию, чтобы подключить власть к диалогу и сделать интересный кейс на основе интеграции бизнеса, города и нас, продюсеров.

В Нижнем Новгороде продюсерский рынок не особенно агрессивный: все понимают, что нужно что-то делать для развития города, и даже идут навстречу. Прокатные компании готовы сотрудничать на безвозмездной основе – мы получаем бесплатную информационную поддержку, потому что люди прониклись нашей философией.

Продюсеры боятся привозить немассовый, сложный для восприятия продукт, но, если они включатся в менее традиционную повестку, от этого в итоге выиграют все. Крупные игроки российского продюсерского рынка наконец увидят в Нижнем Новгороде интересную площадку для реализации своих идей, ведь здесь экспериментировать гораздо дешевле, чем в столицах. Кроме того, наша аудитория голодна до новых форматов.

Ядром наших проектов будет креативный класс, насмотренный, с пониманием происходящего в стране и мире: очень часто именно эти люди говорят, что в Нижнем Новгороде ничего для них не происходит, – мы хотим эту нишу закрыть.

Наш план преобразования культурной жизни города состоит из трех этапов. В первый год своей работы Publica будет знакомить аудиторию с новыми форматами, затем покажет, что в эти форматы можно интегрировать нижегородских артистов, а следующим шагом будет переход на всероссийский уровень, реализация знаковых для страны, масштабных проектов.

Чтобы понять, что собой представляет формат Publica, я фантазировал, как было бы круто, например, привезти к нам группу Sigur Rós и сделать концерт на льду зимой на Стрелке. Это красиво, совершенно по-исландски, но в то же время совершенно про Нижний Новгород. Хочется поработать с новыми инструментальными артистами, которые появляются на мировой сцене. Скажем, было бы неплохо сделать камерный концерт Кирилла Рихтера с его трио где-нибудь на крыше отеля «Шератон».

Культура берет курс на децентрализацию: Москва и Санкт-Петербург перенасыщены предложениями, зато, например, в Екатеринбурге и Новосибирске происходят уникальные для страны культурные события. Мы хотим выработать тот же принцип уникальности контента и для Нижнего Новгорода, создать направления, в рамках которых мы сможем привлекать столичную публику к нам.

Publica не будет проектом, живущим исключительно в границах центральной части Нижнего Новгорода. Делать что-то суперинновационное не в центре города – это опасно с инвестиционной точки зрения, но ужасно интересно с идейной. Районные площадки, районная публика – это еще не открытая территория. Почему бы не сделать фестиваль электронной музыки не в Нижнем Новгороде, а, например, в Городце?

 

Текст: Анастасия Базилева

Стиль: Наталия Урядникова

Фото: Сергей Михеев

Одежда: milostore.ru

Очки: cronos-optika.ru

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Виталия Голованова,
Комментарии

Наши проекты