18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

ТОП50-2019: Александр Ряписов

Режиссер не первый год перестраивает нижегородскую театральную действительность, и его новым экспериментом стал спектакль «Сон смешного человека» – неожиданное прочтение рассказа Федора Достоевского в жанре клоунады. Подготовленный содружеством актеров К.А.Р.М.А, спектакль выиграл Гран-при международного театрального фестиваля «Рождественский парад». 

Как студент механико-машиностроительного факультета Уральского политехнического института решил продолжить свой путь на актерском факультете?

Когда мы с моим другом и однокашником Вадимом Белоконем подавали документы в Уральский политехнический институт, нам в приемной комиссии встретился замдекана мехмаша, предложил поступить к ним и сказал, что с этого факультета выпустилось много хороших артистов. Даже назвал фамилии. Поэтому, когда после службы в армии я восстанавливался на третий курс политеха, уже всерьез грезил актерской карьерой.

А как вы перешли из актерского направления в режиссуру? 

Всякий раз, когда я видел, как педагоги и режиссеры ставят артистам задачи, мне казалось, что я могу объяснить понятней. Вот и пошел в эту профессию. Потом выяснилось, что это совсем непросто.

Как ваша актерская сущность отражается на режиссерской деятельности?

Отследить и отзеркалить, как это делаю я, трудно. Иногда мне кажется, что я это делаю, как Никита Сергеевич Михалков, – настаиваю на своем актерском рисунке роли вплоть до жеста и интонации. Но всякий раз, встречаясь с хорошими артистами (а таких в моей жизни было и продолжает быть очень много), понимаю, что мое режиссерское счастье – раствориться в хорошем

актере.  

Как вы работаете с актерами – стараетесь получить от них ваше видение спектакля или приветствуете их взгляд на историю?

Актеры – удивительные существа! Они умеют превращать замысел в быль, рациональное – в иррациональное, умеют быть наполненными и пустыми одновременно. Они очень похожи на людей, но все они – инопланетяне! Я стараюсь любить артистов и влюблять их в себя в надежде, что они услышат то, что есть в моей голове и в моем сердце.

Почему вы решили ставить спектакль по мотивам фантастического рассказа Достоевского?

«Сон смешного человека» захотел Иван Старжинский. Для меня желание артиста очень важная штука. Поэтому я внимательно и подробно прислушивался к этому желанию. В конце концов случилось так, что уже я повел Ивана к будущему спектаклю. История маленького человека, примеряющего на себя судьбу Иисуса Христа, кажется невероятной и привлекательной, разве нет?

А как пришли к жанру клоунады?

Мы не делали клоунаду сознательно – она получилась в результате репетиционного процесса. Мы просто исследовали мысль. Это исследование привело к такому результату, и к жанру клоунады в том числе.

Чем фестиваль «Рождественский парад» запомнился больше всего, не считая, конечно, получения Гран-при за свой спектакль?

Фестивали всегда запоминаются людьми, с которыми там встречаешься. Так и «Рождественский парад» запомнился встречами с уникальными профессионалами, например, с Юрием Соколовым – звукорежиссером театра Малыщицкого, который встретил нас и сделал все, чтобы наш спектакль был воспринят питерским зрителем на ура! И еще забавный случай. В нашем спектакле Иван Старжинский выводит на сцену какую-нибудь зрительницу. Так вот, в Питере это была дочь моей однокурсницы, Илоны Литвиненко, известной актрисы из Новокузнецка. Это было очень забавно.

Какие театральные открытия вы сделали для себя за последнее время? Чем особенно гордитесь?

Последние серьезные театральные впечатления и откровения – это спектакли Юрия Погребничко, Дмитрия Крымова, Евгения Марчелли, Римаса Туминаса, Константина Богомолова. В собственной деятельности важным стал спектакль по пьесе М. Горького «Последние»: он единственный среди нижегородских в прошедшем сезоне попал в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска» – это своего рода театральный Оскар. А самое значимое открытие я совершил для себя в спектакле «Сон смешного человека». В нем все сделано от желания постичь автора. Спасибо Ивану Старжинскому за то, что увлек меня этим безответственным проектом.

 

Текст: Наталья Бадьина

Фото: Анатолий Козьма

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: