18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Джазмен Тони Карапетян: «Искусство немыслимо там, где есть потолок»

Редакция «НН.Собака.Ru» продолжает погружение в музыкальную индустрию города. На сей раз мы решили разобраться, как в Нижнем обстоят дела с джазом, и попросили писателя Артема Роганова побеседовать с создателем группы ProJazz.Group Тони Карапетяном, а заодно дать свою оценку происходящему. 


Артем Роганов

Писатель

Казалось, в моём городе джаз мертвее, чем рок-н-ролл. Он здесь и не жил никогда. Так, бывал иногда проездом. В Нижнем такая музыка – пожилой гость: многие уважают, но немногие слушают. Некоторые кафе включают фоном инструментальные композиции, по радио иногда крутят заезженные хиты, адептов жанра знают увлечённые люди и музыканты. Проходя же по озарённой витринами и фонарями Покровке, мы слышим гитарный рёв, электронные ритмы клубов и баров, сентиментальное пение уличных артистов. В полупустых филармониях чаще дают классику, в маршрутках звучит привычный шансон, иногда к удивлению пассажиров разбавленный олдскульным роком или, на худой конец, русским рэпом.

И всё же мозаичные вкрапления джаза в городской культуре дают о себе знать. На улицах всё чаще слышен ласковый, хоть и чуть расстроенный саксофон, а вечерами в заведениях звучит переосмысленная классика. Чаще всего – в исполнении ProJazz.Group – единственной в своём направлении группы, которая и «на слуху», и занимается тем, чем вроде бы и должны заниматься настоящие джазмены – музыкальными поисками и импровизацией. Преследуемый вопросами о судьбе джаза в Нижнем, я решил встретиться с пианистом и фронтменом ProJazz.Group Тони Карапетяном и поговорить о роли той стихии, которую Горький в своё время напрасно окрестил «музыкой толстых».

Как вы стали музыкантом? Насколько я знаю, вы с детства на фестивалях.

Думаю можно начать историю с того, что я представитель уже седьмого поколения музыкантов. Дедушки, бабушки, прадедушки — все они были талантливыми и яркими артистами, крупными концертными директорами у различных коллективов по всему миру. Поэтому так получилось, что в шесть лет я «почти добровольно» сел за рояль, и сразу же было понятно, что я, скорее всего, тоже буду в музыке, и это будет взаимно. Учителя и родители вовремя заметили мои навыки и дали возможность развиваться. 

А кого или что вы можете назвать своим учителем?

Определенно могу сказать, что джазовый философ Сергей Сенин мне дал очень хорошую базу, которая включила в себя многие аспекты и на основе которой я смог продолжить свое развитие. Родители же — это исполнители воли, которые всегда меня поддерживают.

Можно много рассуждать о предназначении музыки, но каково, на ваш взгляд, предназначение джаза? И почему вы выбрали именно его как основу своего творчества?

Для меня это свобода. В джазе есть определённые каноны, как и у любой другой музыки, но тут я могу творить широко, как художник. И при этом не чувствовать рамок. Джаз — это стиль жизни, отдельная философия, драма, если хотите. У нашего коллектива есть музыкальная программа под названием «Ешь.Молись.Jazz'уй». Нам важно трогать сердца людей и вдохновлять на поиск чего-то прекрасного. На наших концертах мы приглашаем нашего слушателя окунуться в наш мир. Или же погрузиться внутрь себя, уйти хотя бы на некоторое время от суеты и всяческих мирских проблем. Я это называю «миграцией внутрь себя». Мне очень нравится выражение «Just enjoy yourself», оно подходит к нашей философии. Мы наслаждаемся процессом, а слушатель это чувствует, входит в поток и начинает ловить наш вайб.

Сейчас очень много музыки держится на образах исполнителей. Она успешна за счёт роли и одиозности исполнителя. Можно ли сказать, что джазу это претит?

Нет, здесь это тоже есть, но далеко не на первом месте. Одиозность, экстравагантность проявляются больше не в личности, а в музыкальной составляющей. Джаз, конечно, — музыка не для всех, но её нетрудно научиться понимать и любить. 

Чего, по-вашему, не достаёт нашему городу в плане джаза да и, в целом, в плане хорошей музыки?

Я назову лишь штампы. Не хватает площадок, не хватает образования, слушателей, исполнителей. А может быть и хватает! Может, всё и должно быть в том объёме, в котором есть. Всё ведь идёт от людей. В Нижнем Новгороде джаза совсем немного, поэтому это не так сильно бросается в глаза.

Есть ли у джаза и другой далекой от мейнстрима музыки будущее в Нижнем? 

Так получается, что люди, которые иначе мыслят и иначе живут, уезжают из Нижнего, потому что хотят другого уровня жизни и культуры. И они увозят с собой привычный для себя уровень восприятия этой музыки. Они — это клиентура и провокаторы. Плюс уезжают исполнители, которым не хватает развития. Они понимают, что потолок тут есть, и он твёрдый. А крутое искусство немыслимо там, где есть потолок. 

Тогда как это можно изменить?

«А нужно ли?» - сразу встаёт вопрос. Мне бы, конечно, хотелось больше разнообразия. Все меняется, но позиционно. Не надо ставить себе такую цель. Нужно просто играть, выступать, творить. Джаз — это всё же деликатес, а рестораны с изысканной кухней в городе тоже появлялись не сразу. 

Насколько я знаю, у вас есть свои треки. Планируется ли альбом? Или, может, вы хотите создать свой стиль?

У нашего коллектива получается играть что-то своё, но какой именно у нас стиль, сказать нельзя. Это мультистилистический момент, фьюжн. Сейчас всё, с чем смешивается джаз — фьюжн: джаз-рок, джаз-фанк. В Европе этот стиль сейчас вновь популярен. А альбом уже просится давно, причем на стыке стилей джаза разных времён и народов.

Артем Роганов

В этой беседе Тони Карапетян скорее подтверждает, чем опровергает догадки о незавидной ситуации с джазом. Ему хочется называть себя творцом, но он всё равно называет себя артистом. Впрочем, талантливые люди должны быть противоречивы.

А один человек вырос в Горьком, потом уехал, через десять лет вернулся навестить уже Нижний и сказал: "У вас тут промышленный центр на закате индустриального бума. Странно, что мало известных групп, крутого искусства. Обычно именно в таких городах и рождаются новые идеи и направления, начинаются культурные взрывы и революции".

Дело даже не в том, что европейский опыт культурных столиц несравним с российским. Если заглянуть в историю, можно сказать, что великое искусство и великая культура появляются тогда, когда люди хорошо живут. По крайней мере, в тот момент, когда мысли "как добыть пищу на завтра" отходят на второй план, и в силу свободного времени у большинства людей появляется желание украсить этот мир. Скоро ли в Нижнем Новгороде настанет такой момент, сказать непросто».

 

Фото: Архив героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: