18+
  • Город
  • Город
Город

ТОП50-2019: Ира Маслова

Создатель проекта «Городские экспедиции» исследует город через живые локальные практики, которые позволяют видеть и понимать больше. В 2018 году к проведению урбанистических прогулок прибавились работа над книгой и картой-путеводителем, совместная с ГЦСИ Арсенал параллельная программа к выставке «Горький. Модернизм» и два масштабных фестиваля экскурсий с командами «Ночи над Волгой» и «Открытая карта».

Однажды я сильно заскучала на работе, на несколько минут закрыла рабочую программу, открыла «Вконтакте» и создала новую группу – новый проект «Городские экспедиции». Все мои городские практики теперь должны были существовать в одном месте. Набросала принципы восприятия города и стала постепенно реализовывать задуманное. Я тогда работала генпланистом, кроме работы, интересовалась историей архитектуры, фотографировала улицы, изучала искусство и, похоже, вместе с прогрессивным человечеством изобретала урбанистику.

С той работы, на которой было скучно, я вскоре уволилась. Сейчас понимаю, как красиво сложился пазл моего интереса к городу. «Городские экспедиции» были созданы в январе 2013 года в притихшем отделе генпланов в МП ИРГ – «Институте развития города», который тогда завершил реконструкцию улиц Рождественской, Горького и Нижневолжской набережной к 4 ноября 2012 года. Вспомните наш город за последние семь лет: к юбилею ополчения Минина были реализованы последние крупные проекты, потом до 2017 года ничего не происходило. Мещерское озеро, вторая очередь Нижневолжской, гранитная Покровка и даже отсутствие благоустройства на Стрелке – все это новая эпоха. В юбилей Мининского ополчения было градостроительство, перед чемпионатом это уже стало урбанистикой.

Для меня лично период урбанистического безвременья был заполнен проектом «Городские экспедиции». По справедливой иронии судьбы я сейчас работаю в организации, которая полностью заменяет тот совковый МП ИРГ, и у нас уже совсем другие подходы к городским изменениям. Исчезла «генплановая» экономика, сменилась городская власть, прочитаны переведенные на русский книги о развитии городов.

«Городская экспедиция» – экспериментальный формат исследовательской прогулки, на которой есть предполагаемый маршрут, немного информации о том, что мы смотрим, и все. Это бесплатно, это не экскурсия, но, как оказалось после нескольких таких экспериментальных прогулок, это совершенно не работает в открытом формате «приходите все желающие», потому что все желают узнавать что-то об этих местах и ждут экскурсию. Так что экспедиции остались дружеским форматом, а их результаты оформились в экскурсии по нетуристическим местам. Анонсы – на страницах Вконтакте и на Фейсбуке – всем, кто готов знакомиться и делиться своими историями, добро пожаловать.

В чем соль формата экспедиций? В том, какую цель мы себе ставим, что ищем. Я предлагаю рассматривать город как набор сценариев, звуков или даже вынужденных поз – городской хореографии, предлагаю искать в нем противоречия между формой и содержанием и смотреть разные нетрадиционные стили архитектуры. Например, мы приходим в район народной стройки, где можно было бы ожидать какой-то неблагополучной среды, а встречаем там улыбчивых мужчин, которые сами убирают свои дворы. Пока мы перенастраиваем оптику и начинаем видеть в бедном районе счастливый, к нашей группе подходит другой улыбчивый мужчина и дарит девушкам по розе. Соседи отмечают праздник и всех в округе поздравляют. Экспедиция старается поймать такие непредсказуемые черты городской жизни.

Если русскому и особенно нижегородскому человеку предложить сходить на прогулку и прокомментировать город, то результат будет похож на список претензий и жалоб. Есть формат «Прогулки Джейн», который как раз о том, чтобы комментировать городскую среду, но я стараюсь вычищать из сознания гостей своей прогулки желание критиковать. «Прогулка Джейн» – это формат, который придумали поклонники американской урбанистки Джейн Джейкобс: они решили вместо того, чтобы ставить памятник, устраивать каждый год в ее день рождения интервенции в городское пространство с рассуждениями о нем. Помню отчет об одной из первых в России «Прогулок Джейн» в Волгограде – чистая «варламовщина»: пешеходные переходы неудобные, некуда выкинуть мусор, исторические здания не отреставрированы – не надо так видеть мир, это неинтересно. 

«Прогулки Джейн» в рамках «Городских экспедиций» проходили с игровыми заданиями для исследования города, например, самым любимым у слушателей было задание про секс в городе: во время прогулки по Лапшихе отметьте в таблице места, где было бы удобно заняться сексом с любимым человеком, а где было бы возможно спрятаться от маньяка. Безопасность – главное качество городской среды, а секс – важнейший из мотиваторов, так что это не игра в урбанистику – все серьезно. Из внимания к таким поведенческим деталям складывается исследование городского пространства. Например, то, что мы на экспедиции ходим дворами и пытаемся пройти сквозь квартал, натыкаясь на заборы, – это исследование проницаемости города. Низкая проницаемость, невозможность пройти насквозь – показатель недружелюбной среды и в то же время сильного местного сообщества, у которого хватает наглости закрывать свой двор от горожан. Вот так, экспериментальным путем, открываем разные подходы к узнаванию города.

Главный формат проекта, конечно, экскурсии. Из прогулок по городу вырастают рассказы о нем, из историй местных жителей складывается новая история места. По моим наблюдениям, история в глазах наблюдателя раздваивается на официальную и личную – на историю незнакомых, но классных купцов и давно умерших писателей и историю неофициальную – личный опыт погружения в городские процессы, «как я стоял в очереди к первому «Макдоналдсу». Когда я создала свой проект, я почти сразу прошла курсы гидов и получила диплом экскурсовода, но это никак не помогло мне описать наш город, потому что он состоит не только из истории. Так, одним из хитов стала урбанистическая экскурсия, на которой я рассказываю об организации пространства с точки зрения функций, сценариев и того, как устройство общества влияет на архитектурные формы. Например, вот дом для рабочих Красного Сормова на Большой Покровской – очень нарядный, прямо как торт, но до работы отсюда ездить надо было через весь город – это наглядный антоним соцгорода, когда жилье простое, но около работы.

На экскурсиях я стараюсь раскрыть такие темы, которые еще не стали туристическими: рассказываю о типовой архитектуре – это, вообще-то, уникальный феномен Советского Союза на фоне всей мировой культуры,– показываю свежий стрит-арт и робко вписываю его в воображаемую энциклопедию нижегородского искусства. В экскурсии по кремлю для меня очень важно понимание того, что кремль-то у нас полвека назад отстроен заново – это не столько крепость шестнадцатого века, сколько наше современное, сегодняшнее уважение к ней. И церкви зачастую не постройки девятнадцатого века, а воссозданные копии двухтысячных – совершенно же разные вещи! Важен не исторический факт или объект, а наше отношение к нему. Мне кажется, это шире и честнее, чем история, которую предполагается услышать на туристической экскурсии.

Экскурсионное творчество становится востребованным, и теперь, в канун подготовки к 800-летию города, как никогда актуален разговор об идентичности, исторической памяти и современных культурных кодах. Радует, что об этом теперь говорят на каждом углу. За последний год к проекту «Городские экспедиции», то есть к его автору, обратилось большое количество заказчиков интеллектуальной работы. Так, мы выпустили книгу и карту-путеводитель с издательством Tatlin, сделали два фестиваля экскурсий с командами «Ночи над Волгой» и «Открытая карта», дискутировали на десятках круглых столов, с командой Арсенала провели параллельную с выставкой «Горький. Модернизм» программу и, самое любимое, осуществляем ежегодные архитрипы в Москву с программой по современному искусству и архитектуре. Все это не проект, а образ жизни.

Фото: Лена Кулик

Отдать свой голос за номинанта можно здесь.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: