18+
  • Город
  • Город
Город

Город (для) людей. Александра Шарова

В недавнем прошлом – промышленный, закрытый, еще раньше – гостеприимно разместивший крупнейший торг Европы, в древней истории – окраинный, пограничный… Каким Нижний Новгород видят его жители и гости сегодня? Эстетика, философия, люди, локации, вкусы, акценты «Города закатов», а еще главные тайны и лучшие маршруты по «лесам» и «горам» нижегородской земли – в исследовании «НН.Собака.ru».

 

 

 

 

 

 


 

 Александра Шарова, заместитель председателя общественной палаты Нижнего Новгорода, директор АНО «Нескучный Нижний»

@nenino1221

 

 

Вы новатор, первооткрыватель. Какой потенциал вы смогли разглядеть для развития туризма «нетуристического» города и области?

Ну, эти сказки про «разглядеть потенциал» не про меня. Ничего я не разглядывала, а просто, как и всегда в жизни, делала то, что мне нравится. Соблюдать это замечательное правило 24 часа в сутки ни у кого не получится: приходится и скучными делами, и рутиной всякой заниматься. Но это мелочи, это не главное. Внутренний туризм в нашем промышленном городе – это больше занятие для души. Семьи, конечно, наши сотрудники прокормить могут, но на роскошь точно не хватит. Может, это и не страшно. Не всем городам нужно быть барселонами или прагами. У нас свое лицо: научное, инженерное, промышленное. Это можно не заметить, только если смотреть на город со смотровых площадок Кремля. Не очень хочется мне, чтобы наш город превращался в крупный туристический центр. Хочется, чтобы он превратился в достойное место жизни и работы для программистов и ученых, для инженеров, врачей и учителей. 

Как туристическое бюро «Нескучный Нижний» переросло рамки организатора туров и превратилось в многокомпонентный проект: курсы экскурсоводов, исследования города, социально-просветительские инициативы?

Мы не думали никогда в терминах «организация туров». Туризм внутренний, а особенно внутригородской, которого становится все больше, – это, скорее, о культуре. Потому и наша некоммерческая организация – АНО культуры «Нескучный Нижний» партнерствует чаще с департаментом и министерством культуры, чем туризма. Эта организация сразу создавалась для выполнения культурных проектов с использованием инструментов туризма для исследования городской среды. И еще для решения образовательных задач. В прошлом году наша «Школа современного экскурсовода» оперативно смогла отреагировать на пандемию переходом на гибридный формат онлайн/офлайн обучения. И продукт получился отличный. Честно говоря, сами не ожидали такого роста комфортности обучения в сочетании с повышением эффективности. А вот наше экскурсионное бюро «Нескучный Нижний» занимается именно приемом туристов и организацией туристических мероприятий. Я это к тому, что многопрофильность – это просто стиль нашей жизни. Жизнь ведь никаких регламентаций не терпит: постоянно нарушает межведомственные и междисциплинарные границы.

 

Какова конкуренция в сфере туризма в Нижнем Новгороде?

Был бы у нас настоящий, большой рынок, где делались бы большие деньги, тогда и конкуренция была бы настоящая. А пока всерьез занимаются внутренним туризмом всего несколько туроператоров, которые обслуживают свой сложившийся круг партнеров, образно говоря, не вырывая друг у друг кусок изо рта. Вот на экскурсионном рынке, где речь не о создании многодневного туристического продукта, а именно об экскурсиях для индивидуальных туристов, конкуренция пожестче – не потому, что там делаются сверхприбыли, а потому, что входной барьер очень низкий, практически нулевой. Там огромное количество частных гидов, у которых нет офиса, юридического лица, иногда даже сайта своего нет, только страничка в соцсетях. И с каждым годом их все больше.

Если турпоток увеличится, то и конкуренция, конечно, усилится. Но пугать это не должно: ведь это будет стимулировать появление новых идей и направлений. Вот, например, производственный туризм. Казалось бы, в нашем городе ему самое место. Не все же о Минине с Пожарским да о купцах-благотворителях рассказывать. А где у нас этот туризм? Школьники за время учебы в нескольких музеях побывают и не по одному разу. А кто им покажет современное производство? А ведь работать-то большинство из них будут не в музеях. 

Чемпионат мира по футболу не привел туристов. Сможет ли Нижний раскрыть свой потенциал в 2021 году, в год 800-летия?

Во время ЧМ спрос на турпродукт был весьма скромный: не та аудитория, не за познавательно-культурным туризмом они к нам ехали. Но все эти люди видели наш город, восхищались его красотой, постили фото в блогах, рассказывали всему миру, какие мы милые и дружелюбные, в общем, пиарили нас как могли. Рост въездного потока после ЧМ был заметен, просто 2020 год испортил нам статистику (и доходы, конечно). Будем считать, что юбилей – новый старт. Мы даже не очень рассчитываем на увеличение потока в этом году. Давайте сначала канавы зароем и заборы снимем. А случится это (в лучшем случае) к концу лета, когда большая часть туристического сезона останется позади. Ничего, придется потерпеть временные потери. Но если хотя бы половина объявленных планов будет реализована, туристам, да и нам самим, будет на что в нашем городе посмотреть и в следующем году.

Чем грядущий юбилей станет для города, чем запомнится, на ваш взгляд?

Запомнится обновленными музеями и недостроями, уличными праздниками и неожиданными изменениями транспортной схемы, а еще бесплатными концертами, кинопоказами и фестивалями. Культурная и спортивная программа начинается с мая, перечень запланированных событий постоянно пополняется. По-моему, это справедливо:никто не знает точной даты основания города. Знаем только, что Георгий Всеволодович по реке приплыл. Значит, честно можно начать отмечать, как только сойдет лед, и закончить, когда реки встанут. Вот давайте и будем пользоваться этой прекрасной возможностью. У каждого из нас, скорее всего, такой юбилей в жизни будет один. До 900-летия еще целых 100 лет!

Фото: Николай Шабаров и из архива героини

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: