Владимир Абих: бесконечность — это нормально

До конца мая в пространстве галереи Futuro проходит масштабная выставка Please wait петербургского художника Владимира Абиха. Лейтмотивом экспозиции стала саморефлексия автора на тему зависимости миллениалов от лайков, репостов и прочих атрибутов диджитализации. 

  • Одноименная с выставкой работа "Please wait" на призматроне и работа, созданная совместно с dreamlaser и Intervals Fest

Дай, пожалуйста, свой авторский комментарий, о чем эта выставка, и почему ты выбрал именно такие мультимедийные форматы?

Экспозиция посвящена постинтернету, тому, как технологии, социальные сети и смартфоны повлияли на нашу жизнь, особенно на восприятие реальности. Вообще я работаю с разными медиа: и уличное искусство, и живопись, и инсталляции, световые и интерактивные объекты. Для меня первичной является идея, а уже под нее я подбираю наиболее подходящую форму выражения. Поэтому на выставке был представлен широкий диапазон медиа от холстов до цифровых носителей.

Много ли ты рефлексируешь на тему ухода человечества в диджитал-пространство?

Да, достаточно много, потому как я сам часть этого процесса. Даже самый ничтожно малый промежуток времени заполняется просмотром одобрений в социальных сетях. Я пытался бороться с этим, ограничивать себя, но это будто бы бороться с течением времени. Лично у меня все равно остается какой-то осадок от бесполезной траты времени и зачастую больше хочется жить в реальном мире.

Сейчас многие подписаны на некоторые аккаунты ради вдохновения на саморазвития. Или это все равно зло?

Изменения в обществе я не трактую как плохие или хорошие. Я пропускаю их через себя и представляю в виде художественного высказывания. Мало у кого не было каких-то страданий по поводу зря потраченного времени. Мне кажется, мы еще слишком мало пользуемся социальными сетями, всего чуть больше десяти лет, еще к ним не так хорошо привыкли, поэтому и посвящаем им много времени.

  • Фото: Евгений Еремеев

Ты говоришь, что зависим от одобрения, но судя по твоим аккаунтам, ты не занимаешься самопиаром. Насколько это вообще важно делать художнику?

Я точно не заказываю рекламу в Instagram, хотя может и стоило. В целом я сторонник очень консервативного подхода: хороший проект продвинет себя сам. Годный контент будут поддерживать заинтересованные паблики. Мои работы и есть косвенный самопиар.

Как-то отслеживаешь повестку дня или учитываешь только то, что попадает в поле зрения?

Время от времени я стараюсь сознательно ограничить себя от социальных сетей, но я так или иначе возвращаюсь к ленте Facebook и узнаю из нее, что происходит в России и в мире. Можно ли это считать специальным – не знаю, кажется, что да, потому что я сознательно нажимаю на иконку приложения.

  • Владимир Абих. "infinity is no problem". Светодиодная панель, 2019.

Насколько важно чувство юмора для современного художника?

Лично я люблю, когда работы ироничны и концептуальны. И если цели – хайповать, то да, автор должен быть злободневным, провокационным и остроумным. Глобально же, художник никому ничего не должен. Все, что мы можем предоставить этому миру – самих себя и свою искренность. В противном случае продукт будет выглядеть фальшиво и быстро забудется. Это как бег на короткую дистанцию – ведь создать хайповую работу очень просто: достаточно сделать небольшую трафаретную работу во дворе на тему принимаемых законов таких, как, например, об автономном существовании рунета. Во всех СМИ работу упомянут, но ее ценность также быстро улетучится, когда обновится лента новостей.

Тебе не кажется, что есть тенденция увеличения популярности именно тех художников, которые могу что-то высмеять?

Сложно сказать, много искусства «на серьезных щах», когда вообще сложно понять, что происходит на выставке. Все, чего слишком много, становится мейнстримом, поэтому появляется много противопоставлений этому. Чем больше серьезного, тем больше иронии. Без нее сложно жить в России.

Ироничный арт – только наша фишка?

Нет, он есть абсолютно везде. У нас очень много его в плоскости стритарта. Особенно популярны тексты. Исконно русская привычка что-то писать на заборах.

  • Работа из серии "холсты на апгрейд" созданная совместно с Иваном Серым.

Надо ли пройти путь от уличного художника, чтобы гарантированно попасть в галереи?

Сейчас действительно очень много ребят с уличным бекграундом выставляются в галереях. Это связано по большей части с тем, что стритарт – одно из последний наиболее ярких явлений в искусстве. Если мы возьмем любой альманах, то наряду с импрессионизмом, модерном в финальных главах всегда будет большой раздел о стритарте. Но если вдуматься, то его появление можно отсчитывать от наскальных изображений мамонтов, а уже в конце двадцатого и начале двадцать первого века искусство улиц преодолело этапы развития от вандализма до музейных экспозиций. Большое влияние на стритарт оказали ситуационисты, филосовское движение марксистского толка во Франции. Их посыл был в том, что жизнь состоит из ситуаций, а человек запоминает лишь что-то особенное и поэтическое. В этом и есть смысл стритарта – создавать то, что выбьет человека из обыденной колеи. Я поддерживаю это мнение.

Есть ощущение, что академические художники утрачивают какое-либо значение. Это так?

Я наблюдаю, что часто художники, не важно имеющие художественное образование или нет, пробуют себя на улице. Мне кажется, в этом деле важен сам факт нелегальности. Ты вторгаешься в пространство улицы без разрешения и делаешь то, что тебе нравится – это территория самопровозглашенной свободы. Тут чувствуешь себя партизаном на оккупированной земле.

  • Граффити, созданное в Нижнем Новгороде совместно с Василием Куклевым и Димой Дрениным

Если раньше почти все такие вылазки считались вандализмом, то изменилось ли отношение власти к этому сейчас?

В Екатеринбурге, например, жители уже настолько привыкли к проводимым фестивалям уличного искусствам, что их отношение абсолютно положительное. Вообще, Россия вполне благоприятна для творчества, несмотря на растущее количество запретов. У меня и других ребят не возникало серьезных проблем с правоохранителями, все ограничивалось штрафом. Опять же если ты не касаешься тем политики и религии.

Ты никогда не взаимодействовал с этими темами?

Мне казалось, что нет. У меня была одна спортная работа с изображением иконы на столетие «Черного квадрата» Малевича. Я сделал в Екатеринбурге двойной стикер, где спереди было изображение квадрата, а сзади – изображение Иисуса. Так я выразил признание иконе супрематизма.

Периодически всплывает тема сингулярности, а футурологи предвидят технологический коллапс. Тебя это как-то тревожит?

Интересно смотреть за развитием сферы искусственного интеллекта и возможностями нейросетей. Потрясающе, что мы сейчас на грани этапа, когда многие профессии станут не нужны. Машины смогут делать то, что до сих пор мог делать только человек. Этот факт вкупе с перенаселением дает пространство для мысли: что же мы будем делать в изменившемся мире. Думаю, на фоне освобождения человека от труда и введения безусловного дохода, люди все больше и больше времени будут проводить в видеоиграх, что отражается на индустрии уже сейчас. Стримы игр набирают какие-то нереальные цифры просмотров. Искусство станет более интерактивным из-за влияния этой сферы, а значит пространство для взаимодействия со зрителем станет больше.

 

Текст: Нина Андреянова

Виталия Голованова,
Комментарии

Наши проекты