18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

ТОП-45: Даши Намдаков

Идеи модного бурятского скульптора Даши Намдакова всегда принимаются полярно – от глубокомысленного восторга до скандального отрицания. Так было и со зданием нового ЗАГСа в Казани. Пока эстеты спорили о достоинствах и недостатках нового сооружения, народ поставил свою оценку. Медная сорокаметровая «чаша» на набережной прочно стала символом Казани – на ее фоне считают своим долгом сфотографироваться все туристы. А местная молодежь от «крематория» НКЦ перебралась на другой берег и вот уже год с удовольствием  тусуется у «плавильного котла».  

Чтобы большую скульптуру сделать, надо миллион точных движений сделать. Миллион точных движений! От этого устают руки. Безумно устают руки. Я приезжаю и начинаю заниматься эскизами маленьких ювелирных вещей.

Я люблю очень образы шаманов, считаю, что это вообще космос. Но я порой себя сдерживаю - на выставке не каждый знает, что это такое, и люди могут испугаться. Люди же боятся того, что не понимают. Не будешь же стоять и объяснять, что это не страшно, это наоборот оберегает. Я бы вообще сделал полностью коллекцию про шаманизм. Но сначала надо подготовить публику.

Сейчас мне кажется, что выставка в Лондоне - это происходило не со мной. И происходило давным-давно. Подготовка была длительной и достаточно тяжелой. До определенного момента я сам не верил, что она может случиться. В процессе  подготовки пришлось общаться с очень высокопоставленными фигурами, даже с королевской семьей. Однако выставка прошла и имела успех. А факт экспозиции скульптуры Чингисхана, которая находилась в сердце Лондона, недалеко от Триумфальной арки - для лондонцев она все равно, что Красная площадь - даже обсуждался  в английском парламенте. Это, разумеется, имело определенный резонанс в мировой прессе.

Ценители искусства чувствуют настоящее творчество и чувствуют фальшь. К примеру, какое-то время были модными различные инсталляции, они имели коммерческий успех в силу какой-то новизны, может быть, интриги. Сейчас люди на них уже не реагируют. Недавно я был в Токио и специально ходил в музеи современного искусства, где огромные залы с этими инсталляциями – они пусты. А вот рядом была выставка подлинных японских произведений искусства, которые после войны вывезли американские военные. Теперь они возвращены из Бостонского музея для экспозиции на родину – так на этой выставке были просто толпы народа. Народ трудно обмануть.

Мировое искусство - это глобальный арт-бизнес, в котором вращаются миллиарды фунтов стерлингов, это реалии жизни. Однако на этом рынке высоко ценится именно настоящее искусство. И если ты думаешь не о творчестве, не о художественной задаче и идее, а о том, чтобы заработать определенное количество денег своим творением, то не получится ни настоящего художественного произведения, ни коммерческого успеха.

Иногда у меня спрашивают, как я выработал свой стиль. Но я ничего не вырабатывал, это мое мироощущение, так я понимаю свое творчество, так думаю и так дышу. В этом сложно что-то изменить. Я обращал внимание, что меняется пластика в зависимости от места, где я в настоящее время работаю. На это влияют климат, окружение, люди. Например, в Италии пластика может отличаться от той, которая получается в Лондоне или в Москве.

 

Досье

Член-корреспондент Российской Академии Художеств Даши Намдаков родился в Читинской области. Его семья принадлежит к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов - «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Его отец вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств, а сам Даши начал работать в мастерской бурятского скульптора Васильева в Улан-Удэ. После окончания Красноярского художественного института в девяностых годах открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. Первая персональная выставка прошла в 2000 году в Иркутске. Сегодня работы Даши Намдакова хранятся в Эрмитаже, Музее искусств народов Востока, Музее современного искусства в Москве, «Тибет-Хаусе» в Нью-Йорк, Музее искусств в китайском Гуанчжоу, частных коллекциях Путина, Шаймиева, Лужкова, Абрамовича, Герхарда Шредера, Умы Турман и других частных собраниях во многих странах мира. В Лондоне в 2012 году установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.

Материал из номера:
Октябрь 2014
Люди:
Даши Намдаков

Комментарии (0)

Купить журнал: