18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

«Усадьба Jazz» намерена заменить «Сотворение мира»

Фестиваль «Усадьба Jazz» впервые прошел в Казани. Его президент Мария Семушкина рассказала, с каким сложностями он готовился, вернутся ли организаторы в Татарстан в следующем году и какие цели, помимо музыкальных, преследует «Усадьба».

Вы уже осознали специфику Казани, специфику этого парка?

Мы были первыми, кто обратил внимание Натальи Фишман (помощника президента РТ - прим. ред) на этот парк. И уже потом здесь было намечено еще одно мероприятие, после нашего решения. Я его его приметила пять лет назад. Я сама выбираю места для проведения фестиваля, и я чувствую пространство. Назовем это природным даром, которые всегда срабатывает.

Здесь для нас было важно наличие ухоженных газонов, чтобы люди могли лежать на траве, смотреть в небо, воспринимать музыку. Это идеальные условия. Еще более идеальным было бы наличие исторического декора, усадьбы, дворца. В Петербурге это Елагиноостровский дворец, одна из царских резиденций, в Москве - усадьба Архангельское, Царицыно, в Екатеринбурге - одна из оставшихся в живых усадьба Харитоновых-Расторгуевых, в Воронеже - дворец Ольденбургских, уникальное место, похожее на замок принцессы Дианы. Здесь нам не удалось найти усадьбу, но удалось найти комфортную среду.

Как вы его организовали?

Фестиваль в Казани сложился на коленке. Я приехала пять лет назад, поняла, что это классный развивающийся город. Мы включила его в список возможных мест проведения. Но когда просили денег у спонсоров, Екатеринбург, Петербург срабатывали, Воронеж неожиданно попал, а Казань - нет. Неожиданно этом году министерство культуры предложило поддержку новому городу - и мы назвали Казань. Но это небольшие деньги, мы должны найти еще 80% сами. Грянул кризис, мы не могли найти спонсоров, чтобы сделать шоу, аналогичное екатеринбургскому - с международными звездами, хорошей программой. Время шло, а отчитываться было нужно. Я обратилась к Наталье Фишман. Она сказала, что это очень интересно. Мы планировали продавать билеты, букировать звезд, делать большой фестиваль. Но процесс подтверждения финансовой поддержки растянулся, письмо о ней пришло, в итоге, в понедельник, за несколько дней до фестиваля, причем это небольшая поддержка.

Я не могу знать всех причин, наверное, были поиски, но по факту мы не понимали, в рамках чего делаем фестиваль, на что нам рассчитывать. Я не давала старта, что мы букируем артистов, запускаем рекламу. Но мы умеем делать мероприятия быстро и легко, так что сейчас все прекрасно происходит, с хорошим звуком и так далее.

Но изначально это должен был быть фестиваль по билетам, с хорошей программой. Но я сказала - так, снимаем билеты с продаж, делаем бесплатный фестиваль. Я очень надеюсь, что происходящее будет оценено президентом, мэром. Потому что здесь было «Сотворение мира», и мы, по своей сути, силе, способны заполнить эту нишу. Может, в более буржуазном формате. По музыке «Сотворение» было более радикальным.

Конечно, ведь у вас с Александром Чепарухиным, его организатором, разные вкусы.

Я люблю вкусы Саши, в 23 года я была его первым фандрайзером, помогала с первым привозом King Crimson, Jethro Tull, Дэвида Сильвиана. Это близкий мне по духу человеку, который меня тогда вдохновил. Мне близки его вкусы, его форматы, он в моей системе координат. Хотя у меня, по-женски, другой подход. Фестиваль «Усадьба.Jazz» дает культурный код. Музыка - важная его составляющая, но также важно внедрение в город, знакомство с культрегерами, творческой элитой. Нет другого фестиваля, который также брал из города самое лучшее, привнося свое.

Мы открыто говорим: все классные проекты - все к нам. Делайте выставки, продавайте вещи на маркете, делайте интерактив. Я уверена, что здесь много подобного. Мы еще не полностью скоординировалсь, но и уже работаем со «Сменой», «Солью», Ольгой Скепнер, которая первой встречала в Казани.

И мы сейчас надеемся на то, что сделали сбалансированную программу, в которой показали широкий диапазон импровизационной музыки. Не все понимают наш формат. Слово «джаз» загоняет всех в рамки. Для нас «Усадьба» с первого дня, с 2004 года, когда выступали Нина Катамадзе, Алексей Айги, гаранян, Бутман - и при этом Феликс Лахути и Толя Герасимов, - был фестивалем, занимающим очень широкую нишу - от высоколобой классики до рока. Тину Кузнецова, Антон Беляев впервые вышли на большую сцену у нас, Катмадзе была нами раскручена. Вот играет Gayana - мы первыми ее открыли. Таким образом мы возим из города в город багаж (смеется). В 2005 у нас играли Jukebox Trio, о них никто не знал, а мы их поставили на главную сцену.

Какой у вас план на следующий год?

Приехать сюда с более мощным лайнапом, привлечь больше творческих единиц. Правда, здесь многие сначала говорят «да», а потом пропадают. Мы прощупываем местный менталитет. А пока что мы сделали программу без замороченных вещей, чтобы на публику все легко легло, слоями. Показали и диалог культур, и любимый людьми праздник. Не стали ввезти замороченный джаз из Европы, он бы, наверное, не лег так же хорошо, как в Петербурге. А в конце Сергей Манукян залакировал все настоящим, чистым джазом и импровизацией.

Беседовал Радиф Кашапов

Фото: Лилия Косолапова

Комментарии (0)

Купить журнал: