«Частота 843»: есть ли у Казани свой звук

Тимур Садыков начал снимать фильм о звуках города. Первым о них рассказал Митя Бурмистров, в планах - Абязов, Сладковский, Скепнер, Губайдуллина, Радик Салимов. «Собака» отправилась на съемочную площадку.


Первый съемочный день проходит у Мергасовского дома, в который периодически заходят местные жители. При этом тишину нарушает только шум авто и отдаленный гул сверла. На лестнице сидит битбоксер и композитор Митя Бурмистров и несколько раз произносит, по просьбе режиссера, фразу «Тишина - это тоже звук». Снимает оператор Юрий Данилов, вторым режиссером и звукорежиссер выступает Рустам Рашитов (известный по фильму «Айсылу»).

Первоначальная идея фильма пришла городскому активисту Леониду Иванову после просмотра фильма «По ту сторону Босфора», в котором Александр Хаке, музыкант группы Einstürzende Neubauten, исследует музыку Стамбула. Но после встречи с режиссером Тимуром Садыковым концепция поменялась: «Мне показалось бессмысленным повторять идею того фильма. Захотелось понять другие вещи. Как звучит чашка кофе? А колокольный звон на фоне этого кофе? А велосипед в пять часов утра? А тот же велосипед вечером? А дребезжащий трамвай? Есть ли в этом музыка? Из чего она состоит? Кого это вдохновляет? Из этого потока информации родилась идея фильма».

Его рабочее название - «Частота 843», по коду Казани. Ранее Садыков, основатель кинокомпании «Механика Продакшн», снимал рекламные ролики, презентации, лекции. Недавно представил короткометражку «Быстро». Сейчас снимается тизер «Частоты», с которым продюсеры рассчитывают найти финансирование на полнометражную работу. Съемки команда хочет завершить до конца лета, хотя - кто его знает.

В результате фильм должен описывать одни сутки, от рассвета до рассвета, в котором окажутся все стили музыки - от классики до рок-андеграунда. Съемки будут проходить на земле, воде, в метро и на крышах. По задумке создателей, музыканты будут давать рассказывать на фоне знаковых мест Казани о том, какие звуки сопровождают их в жизни, с какими звуками ассоциируется у них Казань. Также в фильме примут участие слабослышащие люди. Предварительное согласие на съемки дали художественный руководитель Государственного симфонического оркестра республики Александр Сладковский,  художественный руководитель Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов, идеолог фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого» Ольга Скепнер, группа «Мураками», организатор фестиваля Kremlin LIVE Валерий Коротков, композитор Радик Салимов - порядка 20 человек.

Сегодня же у Мергасовского дома вещает Митя Бурмистров, который сходу заявляет: «Музыка для меня является сумасшедшим телепортом в разные времена, состояния духа, тела. Ты можешь стать другим человеком, напевая песенку маленького рыцаря... Или темного монаха».

Потом он продолжает: «Музыка - это застывшая архитектура. Когда ты пишешь музыку, то улавливаешь мимолетное состояние, цементируешь его,  оно потом становится целостным зданием. И получается такая мимолетная архитектура, которая радует глаза сотен и миллионов людей».

Садыков, между тем, старается найти конкретные точки вдохновение, спрашивая: «А важно ли в такой момент, где ты находишься?». Митя отвечает: «Если в прекрасном райском саду у тебя плохое настроение, ты замкнут, скован, тебе нагрубили в маршрутке по пути в сад - вряд ли у тебя появятся красивые мысли. Прежде всего, это состояния внутреннего спокойствия. Многие музыканты говорят, что они ничего не созидают, ловят сигналы откуда-то и стараются их упрощенно передать. Я думаю, нужно быть в красивом месте внутри себя. Я самые романтичные песни написал в комнате без побелки, когда у меня был ремонт».

«Это арт-исследование городской звуковой среды, того, из чего состоит оно. Почему кому-то близко, почему у кого все эти дворики, сады, скверы, городские проспекты звучат, а у других нет, - продолжает Садыков. - Есть понимание, что звук все делает живым. Но как тогда воспринимают мир те, кто не слышат звуки, как воспринимают мир люди, которые только видят, но не слышат. Об этом наш фильм.
Мы не хотим делать искусственных выводов. Это документальный фильм. Можем, действительно у Казани и нет звуковой идентификации. К примеру, у нас много джаза, но мало классики, рэпа, как такового, нет, нормальной попсы - нет. При этом есть интересная этника, о которой мы мало знаем. Получится ли у нас гармоничное произведение или город будет звучать, как оркестровая яма во время настройки - сложно сказать. История нас ведет».

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Radif,
Комментарии

Наши проекты