18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Рафаэль Сайфуллин: «Красивую скульптуру где ни поставь – везде хорошо смотрится»

Финский скульптор и художник, член творческих союзов России и Финляндии, в июле утвердил место установки будущей скульптуры «Конь-страна» и подписал соглашение о выставке в Национальном музее РТ.

Когда мы увидим вашего «Коня» в Казани, на какой стадии работа над ним?

Процентов пятьдесят уже сделано. Недавно был в Германии и договорился об отливке – ее будет делать замечательный мастер, который добивается толщины корпуса всего лишь четыре миллиметра: пятиметровый «Конь» внутри будет полый. Я точу модели для отливки из дерева на своих токарных станочках и потом аккуратненько собираю. Окончательная сборка состоится примерно в ноябре, а потом декор – там удивительное количество мелочей, деталей: по всей поверхности орнаменты, цветы. Работа кропотливая – подъем в пять утра и до вечера, пока в постель не упаду. Я обязуюсь поставить эту скульптуру в Казани первого июня 2018 года у метро «Кремлевская», рядом со зданием Академии наук. Удачное место. Хотя красивую вещь где ни поставь, везде хорошо смотрится (смеется).

Как пришла идея «Коня»?

Как-то я пил кофе в итальянском ресторанчике. И вдруг эта лошадиная фигура просто возникла в моей голове. Официант принес мне картонку, и я набросал силуэт кофейной гущей, зафиксировал визуальный образ. Считаю тему коня не случайной: это на генетическом уровне проявилось влияние далеких предков, сарматов.

Когда откроется выставка и что на ней покажете?

Выставка «Маленькая Финляндия» также пройдет летом будущего года. Пока «Конь» отливается, будут месяца три свободных ей заняться. У меня огромная мастерская в городе Киско, переделанная из бывшего кинотеатра. Зимой там холодно, и проблему с отоплением я решил так: в центр ставлю печку для обжига керамики, сижу и расписываю плитки размером примерно сорок пять на сорок сантиметров. Планирую привезти в Казань примерно полсотни таких работ, сюжетов из жизни Финляндии: пейзажи, жанровые зарисовки, праздники, народные обряды – Святки, Пасха, колядки, когда дети одеваются в смешные костюмы, румянят щечки и с большим чайником идут по домам собирать подарки. Это - страна глазами маленького мальчика-художника.

Вы себя с ним ассоциируете? Как выбрали профессию, были варианты, детские мечты?

Как-то лет в десять вдруг решил, что стану врачом и вылечу всех людей на свете – тогда кто-то из знакомых или родственников заболел. Но быстро остыл. А вот рисовать любил с детства. Помню, когда переехали в Самару, я все ходил на набережную с альбомчиком, делал зарисовки. Там и встретил первого педагога, писавшего на берегу Волги этюды. Кстати, благодаря мне в городе появилась первая художественная школа – Григорий Ефимович «выбил» ее через второго секретаря обкома для детей, влюбленных в искусство. Потом в моей биографии было училище в Пензе и Ленинградское высшее художественное училище имени Мухиной – самое любимое, попасть туда в 1970 годы на кафедру керамики было счастьем. И там же, в Ленинграде, случилось еще одно счастье: я познакомился со своей женой Надией. Она была из благородной татарской семьи, родственница знаменитого просветителя Каримова.

Родители как-то повлияли на ваш профессиональный выбор?

Общей культурой, атмосферой в семьи. Наш род происходит из нынешней Ульяновской области. Помню, бабушка Катюк-аби замечательно пела, она знала самый древний вариант легенды баита «Сак-сок». Значит, была истинной носительницей языка и культуры. Хороший голос был и у моей красавицы мамы Алии Мутыилловны. Кстати, она научила меня готовить: когда ко мне приезжают гости, я им пеку великолепные перемячи и готовлю плов. А папа Джиганша Абдуллович был преподавателем литературы и в душе убежденным антисоветчиком. Его после плена в немецком концлагере сослали в Узбекистан, в город Китаб, где я и родился. Когда мы с сестрой Нелли подросли, он решил – надо переезжать в большой город, дать детям образование. Так мы оказались в Самаре. Кстати, там сейчас живут мой старший сын Камиль и две внучки. Камиль семь лет прожил с нами в Финляндии и вернулся в Россию.

Ваши дети проявили тягу к искусству, чем они занимаются?

Камиль закончил училище по специальности «художественная обработка металла», он кузнец. Младший Азим - известный в Хельсинки стилист, красит девушек, делает им прически. Мы даже собирались сделать с ним несколько причесок на тему музыки – у меня есть серия работ с музыкальными инструментами. А дочь Сания тоже живет в Хельсинки, занимается арт-бизнесом.
У вас есть еще один талант, о котором мало кто знает: вы пишете стихи и эссе. Откуда тяга к слову?
Образно говоря, это мой берег ожиданий и осмыслений. Писал понемногу с детства, в основном стихи, но в последние пару лет вдруг захотелось записать свои размышления, воспоминания: кто мы, какими были, что случалось в нашей жизни. Например, как в детстве ездили за четыре остановки за мороженым, и такое оно вкусное было, даже стаканчики картонные вылизывали. Сейчас можем купить себе мороженого сколько угодно, но удовольствия прежнего нет. И вкуса нет, и главное – тебя нет того, прежнего.

В вашей биографии три страны: Узбекистан, Россиия и Финляндия, где вы живете уже четверть века. А как в этой географии оказалась Казань?

В 2014 году я увидел в интернете сообщение о форуме скульптуры в Казани, речь шла о Татарской слободе. Сделал эскиз композиции «Олы юлнын тузаны» (« Пыль большой дороги») - в честь одноименной татарской народной песни. Главный ее герой Путник. Образ навеян татарами, которые покидали свои родные деревни, но всегда тосковали о них в сердце. Я бы поставил эту скульптуру на набережной, недалеко от театра Камала. Но до дела, к сожалению, не дошло, хотя и президент похвалил эскиз, и мэру понравился. А потом возникла идея скульптуры «Конь-Страна», и я вновь обратился к Метшину, замечательному казанскому мэру. Затем была встреча с главным архитектором Татьяной Прокофьевой и полное взаимопонимание. В результате мечта сделать что-то для Казани сбывается.

А есть несбывшиеся мечты?

Конечно. Одна из них - поставить уникальную светящуюся скульптуру «Родина» в Булгаре: это фигура женщины, увенчанная вокруг головы облаком Памяти. Такой точно нигде в мире нет.

Рафаэль Сайфуллин финский скульптор, керамист, художник, автор городских и парковых скульптур. Член союза художников России и Союза скульпторов Финляндии. До 1992 года проживал в Ленинградской области, затем перебрался в Финляндию. Участник более ста групповых и более пятидесяти персональных выставок в России, Финляндии, США, Великобритании, Германии, Австрии, Австралии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Испании, на Аландских островах.

 

Текст: Татьяна Лескова

Фото: Юлия Калинина

Материал из номера:
Август 2017

Комментарии (0)

Купить журнал: