Александр Пепеляев: «Делать пластический спектакль по «Божественной комедии» – это авантюра»

Культовый российский хореограф, основатель и художественный руководитель московского театра современного танца «Кинетик» впервые приехал в Казань, чтобы поставить contemporary dance спектакль по произведениям Данте «Адски божественная комедия».

Вы ставили спектакли в танцевальных и театральных центрах России, Прибалтики, Скандинавии, США, Западной Европы, Африки. Почему приехали в Казань?

Главная причина – появление творческой лаборатории «Угол». Это место, открытое для разных людей, где можно делать новые странные вещи. Я сам занимался подобного рода проектами, и в Москве у меня были разнообразные идеи по поводу подобных площадок. А когда открылся «Угол», организаторы связались со мной по скайпу, мы пообщались. Они придумали проект, а мне он показался правильным и интересным.

Приглашающая сторона вызвала у вас такое доверие?

Конечно. Инициатора проекта я давно знаю, это Александра Ельчанинова - балетмейстер-постановщик казанского ТЮЗа, преподаватель современной хореографии в хореографическом училище и консерватории. Саша приезжала в Москву, училась у меня. Поэтому я и решился приехать сюда. Если бы просто театр позвал, я бы долго думал. Меня интересует не коллектив, а место, открытое для всех, в том числе для постановщиков. Сейчас я делаю что-то, потом другой человек придет и тоже будет что-то делать. Эта система должна выдавать продукт, который невозможен в сложившемся коллективе, где есть главный режиссер, свой репертуар и сильная зависимость от всяких руководящих культурой органов. А «Угол» - свободная, независимая структура.

Но ведь вы делаете проект на базе актерской труппы тюза?

Нет, не на базе. Они у нас участвуют так же, как и студенты оперной академии, музыканты. Это сборный проект. И тему предложили инициаторы проекта. Для меня она интересна тем, что совершенно невозможна. Делать пластический спектакль по «Божественной комедии» – это авантюра. Но поскольку мне в принципе нравится делать то, что на первый взгляд невозможно, я сказал: а давайте сделаем!

Вы впервые обращаетесь к «Божественной комедии»? Что-то интересное для себя открыли в процессе этой работы?

Да, впервые. И материал был сложен: мы же не можем все сто песен изложить совсем без текста. Еще у нас собственная трактовка. Есть теория, что произведение отражает путь самого Данте к поиску своих идеалов или, скажем, всемирной любви. Он как бы ведет за собой Беатриче, с которой на самом деле встретился всего несколько раз в жизни и неизвестно, перемолвился ли хоть словом. Потом он писал про нее стихи, и этот идеальный образ - глубоко личные переживания поэта. Он моделирует весь мир, вселенную на свою личную историю. А приход в рай означает достижение его личной гармонии. У нас же происходит моделирование то ли следующей ступени, то ли пути обратно - я пока не разобрался. Мы пытаемся понять это вместе. Спектакль про некоего Данте, который через историю своей невероятной страсти к Беатриче приходит к пониманию сути любви и отражается в ней сам.

  • Александра Ельчанинова. Кадры с репетиций

То есть под Данте понимается человек вообще, некая вневременная личность?

Наверное, так. У нас получается модель модели. Поэтому спектакль и называется не «Божественная комедия», а «Адски божественная комедия». Изначально сам автор обозначил жанр как комедию, но в те времена так называлось любое произведение с хорошим финалом. А слово «божественная» принадлежит не Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Все, кто раньше обращались к этому произведению (есть спектакли, фильмы и вроде даже опера), делали только ад, первую часть. Она самая выразительная, страшная такая, полная всяких событий. А поскольку мы фантазируем на тему, то появилось слово «адская», чтобы обозначить какую-то противоположность источнику – комедия, но с заходом и в ад, и в рай. Еще сложный момент в том, что спектакль не вербальный, текст мы почти не используем, звучат лишь крошечные кусочки.

А что делают в таком случае вокалисты?

Поют песни средневековых трубадуров. И у актеров роли весьма условные. Здесь нет персонажей. Есть актеры, которые как бы говорят: я нахожусь на месте условного Данте и люблю условную Беатриче. Поскольку театр пластически-визуальный, с современной хореографией, герои находятся не в реальной ситуации - все сильно смещено, сдвинуто, повернуто. И хорошо, что участники не танцоры, а актеры. Я совершенно не уперт прямо в танец-танец. Если б у меня была танцевальная труппа, мы бы делали более хореографический спектакль. А здесь хорошо подготовленные актеры правильно делают сложные вещи. С этой точки зрения у меня никаких вопросов.

Есть предположения, как казанская публика примет ваш спектакль? И важно ли это для вас вообще?

У меня, кстати, тоже был первый вопрос, когда стали обсуждать проект: а интересно ли это будет кому-то в городе? Организаторы сразу сказали, что да. А иначе зачем затевать все это? Считаю, что театр не существует без эмоционально-духовного обмена. Более того, зрители будут вовлечены в действие: в определенный момент они должны решить, куда повернется сюжет. В этом есть большой смысл: показать, что мы не закрываемся, ломаем эту пресловутую четвертую стену, да и третью тоже отламываем. Это камерный проект для определенной публики, которой любопытны междисциплинарные эксперименты. В спектакле будут и видеографика, и современный танец, и физический театр. Пока мысли по поводу того, что получается, у меня позитивные. Дальше будет видно, что делать с проектом – продолжать ли его, возить на какие-то фестивали. Трудно сказать о результате, когда делаешь то, что раньше не делал. И никто не делал.

Премьера состоится 27 и 28 ноября в Творческой лаборатории «Угол».

Татьяна Лескова

Фото: Юлия Калинина

Личный опыт

Я только что прочел очередную книгу - английский перевод истории про Лукрецию Борджиа.

Лучший фильм последнего времени - «Ускольщая любовь» Бертолуччи.

Недавно на меня сильно повлияли - погодные условия Казани.

Самое сильное впечатление последнего времени - сайт Британской библиотеки.

Лучший концерт, на котором я недавно был - Германа Виноградова.

Я никогда не пропускаю возможность в любом городе побегать в парке.

Я горжусь, что никогда не смотрю ТВ.

Всем советую не смотреть ТВ.

Любимая цитата, она же народная мудрость: в Амурской области тиграм дает живых животных, чтобы они могли поохотиться. Дали козла, он был такой смелый, они подружились, и козел Тимур спит в клетке с тигром Амуром

Не справедливо, что у нас периодически приходится отвечать на очень странные вопросы.

Для полного счастья мне не хватает - мне всего хватает.

Лучшее место на земле для жизни - там, где я живу.

Лучший певец всех времен и народов - я думаю, архангел Гавриил.

Самый странный поступок, который я совершил - думаю, я таких не совершаю.

Больше всего я боюсь, что мне когда-нибудь станет скучно

Мой рабочий день начинается в... он может и не кончаться.

На завтрак предпочитаю - я не завтракаю, только пью кофе.


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:
  • Дата события:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме