Бомарше в Качаловском: да здравствует любовь и эгоизм

Театр имени Качалова открыл сезон пьесой «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором вся жизнь - карнавал, где каждый пляшет в одиночку.

Музыканты перед каждым отделением, прежде чем начать основную тему (это Quintette известного театрального композитора Рене Обри), сначала выходят на сцену, а потом система опускает их в оркестровую яму. И это важный элемент, потому что новая работа Качаловского - в первую очередь, пример вдохновленной работы художников по сцене, костюмам, свету. Актеры в этих условиях смотрятся лишь второстепенными участниками комедии.

У русских театров есть пример, с которыми их постановки Бомарше будет сравнивать зритель - это версия Московского театра Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли. Качаловский ушел от ее стремительности и многоцветности очень далеко.

Во-первых, благодаря бесчисленным танцам, песенным и стихотворным вставкам из Шелли, Гёте и Роберта Рождественского (а также неоднократным повторам реплик сначала героем, потом его собеседником, а потом и массовкой) спектакль растягивается до трех с лишним часов.

Во-вторых, костюмы, созданные Рустемом Исхаковым (это его второй опыт сотрудничества с театром после "Мышеловки"), по сути, уравнивают всех персонажей. Они облачены в расшитые белоснежные костюмы, плащи, сюртуки различной уровни сложности - в зависимости от статуса, - но одинаково шикарные.

Практически все дамы, кроме графини Розины (Елена Ряшина), щеголяют в мини-кринолинах и ботфортах, включая ее горничную Сюзанны (Ксения Храмова) и ключницу Марселину (Светлана Романова) - последняя превращается в кремовую версию Пеппи Длинныйчулок в годах.

Когда такой же наряд надевает паж Керубино (Алексей Захаров), получается любопытная троица, в которых инфантильность сочетается с внутренней порочностью. То есть, к примеру, от влюбленной в своего Фигаро Сюзанны здесь не остается и следа. Кажется, в этом мире ширм из стекла и ажурного металла авторства Александра Патракова каждый думает только о себе.

А потому выделывает такие коленца и выкрикивает каждую реплику так надрывно, что Фигаро (Илья Славутский), озвучивающий своими мысли и увертки с большим количеством интонаций, выглядит как единственный естественный персонаж. При этом ничто этого Фигаро не удивляет, а только заставляет придумывать отговорки. Разве что возможная измена любимой Сюзанны приводит к действительно гневному монологу. Отметим, что несмотря на масштабность спектакля, текст (в давнем переводе Николая Любимова) претерпел достаточно серьезные сокращения. В частности, из монолога пропали упоминания о путешествии бывшего цирюльника к "магометанским владыкам", а из перепалок Фигаро с Сюзанной и матерью - добрая половина шпилек и саморазоблачительных признаний. У всех репутация - хоть сейчас в правительство.

Что остается в итоге? Беспроигрышный текст Бомарше, в котором курьезы все так же невероятно смешны, хоть и лишены теперь горечи, которую испытывает бывший потерянный сын своих родителей Фигаро. Тревожно за его судьбу в мире, где он не может никому довериться - ни матери, не жене, ни даже себе.

 

Радиф Кашапов

Фото с официального сайта КАРБДТ им. Качалова

 

16 сентября

Начало - 18:00

Казанский академический русский Большой драматический театр имени Качалова 

Ул. Баумана, 48

Стоимость билетов - 150-630 рублей


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме