10 субъективных фактов о "Антигоне" в постановке «Театр. Акт»

Сегодня в Доме актера единственный камерный театр Казани «Театр. Акт» представит спектакль «Антигона», основанный на трагедиях Бертольда Брехта и  Жана Ануя. Собака.ру побывала на пресс-показе и попыталась расставить все по полочкам.

  • Для режиссеров и основателей театра Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова это седьмой спектакль. На этот раз они взялись за переосмысление древнегреческой трагедии Софокла в версиях 40-х годов прошлого века - Жана Ануя и Бертольда Брехта. Правда, от текстов остались только самые важные фрагменты.

  • В начале спектакль представляется пластичным действом. Это сцена противоборства двух братьев, Этеокла и Полиника, которые пытались взять власть в Фивах. Погибли оба. Этеокл, как защитник Фив, был похоронен, как герой. Тело Полиника, как изменника родины, лежит на ветру и гниет. Его сестра Антигона засыпает его тело, за что новый властитель Фив, Креон, отец ее любимого Гемона, повелевает казнить ее. При этом даже не понятно, кого, на самом деле, сделали героем Фив - ведь их тела превратились в кровавое месиво.

  • Текст "Театр.Акт" берет, во многом, у Жана Ануя. К примеру, это сцена разговора Креона и Гемона, когда сын правителя, лишившись возлюбленной Антигоны, говорит: "Неужели  ты думаешь, что я примирюсь с этой вашей жизнью? Жить без нее все дни с утра до вечера? Жить без нее среди вашей суеты, болтовни, ничтожества?". А Креон отвечает: Каждый из нас в один  более  или менее грустный  день, рано  или поздно, должен примириться с тем, что станет мужчиной".

  • Несмотря на название, образ Креона - центральный. И ключевой эпизод постановки - разговор Креона с приведенной Стражем Антигоной. Это далеко не однозначное разделение. Креон, мужчина в кожаной куртке, не диктатор, а усталый правитель, который вынужден порой то, что не хочет. Антигона - молодая девушка, которая не готова идти на компромиссы, поскольку полного счастья достичь невозможно.

  • И оба они не кажутся полностью правыми. Креон, как родитель, утверждает: "У тебя вся жизнь впереди. Поверь, наши  с  тобой  споры - пустая болтовня. Ведь ты владеешь таким бесценным сокровищем - жизнью". На что Антигона резко отвечает: "Какие жалкие поступки придется мне совершать изо дня в день, скажите,кому  мне  нужно будет лгать, кому улыбаться,  кому  продавать себя?".

  • Сцена, как и действо, сведена в оформлении до конкретики. Это огромные ржавые щиты, символизирующие, очевидно, Фивы. А также 18 пар армейских ботинок, которые герои резко раcшнуровывают, когда уходят в мир иной (или возвращаются, чтобы бередить душу Креона).

  • У Брехта "Театр. Акт" перенял суровость постановки. Все происходит на поле битвы, усеянное гильзами, будь то объяснение Антигона и Гемона или беседа Стража и Креона. У Брехта, напомним, время и место действия было четко обозначено: это был Берлин в апреле 1945 года.

  • Креон говорит о том, что жизнь утекает сквозь пальцы, как вода. На сцене она сыплется, как песок, из мешков, подвешенных над, тем самым символизируя погребение крепко стоящих на земле ботинок.

  • "Здесь мы не стараемся пересказать сюжет (сюжет умещается в программке), художественную ценность произведения составляет эмоционально - ассоциативный ряд, рожденный в ходе событий трагедии, - говорят режиссеры. - Мы не привязываемся к определенному автору, наши герои заговорят на языке Брехта и Ануя не случайно, разные авторы богаче раскрывают стороны психического состояния героев на происходящие события".

  • Это спектакль камерного театра дает новый рекорд по количеству зрителей - стульев всего тринадцать. Зрители сидят на авансцене, если не как соучастники, то - как присяжные.

Текст: Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме