18+
  • Город
  • Город
Город

История казанского трамвая, часть третья: окончание

В дни 117-летия казанского электрического трамвая, прямо в салоне вагона пятого маршрута прошла лекция по его истории. Ее ведущий Илья Евлампиев написал ее полную версию. Публикуем последний фрагмент.

Первая часть.

Вторая часть.

История трамвая: пришла вода

Следующий большой этап изменений связан с наступлением большой Волги на Казань: в 1957 году было наполнено Куйбышевской водохранилище. Все затопляемые половодьем участки скрылись по водой, кроме отделенных дамбами низин, где и поныне уровень грунта ниже уровня Волги. Да-да, трудно в это проверить, но Казань - практически настоящие Нидерланды, и не только у старого русла Казанки, но, например, и в районе берега Нижнего и Среднего Кабана, которые ниже уровня Волги на два метра!

То, что было не затоплено, перестраивалось для насыпания дамб — все эти работы назывались инженерной защитой города. Для трамвая это была, в первую очередь, потеря линии от Петрушкиного разъезда до Дальнего устья. Место, где некогда лошадка помогала вытаскивать в гору вагон, оказалось под бетоном дамбы, а трамвайная насыпь, возвышавшаяся над поймой и далеко не в каждое половодье затопляемая, теперь до поверхности в высокую воду чуть-чуть не достает. Впрочем, практически в любую зиму, когда подо льдом падает уровень воды, лед ложится на эту дамбу и ломается об ее хребет, оставляя выпуклости, хорошо знакомые рыбакам, лыжникам и кайтсменам.

Линия на ягодную окончательно исчезла уже к 1950 году. Трамвайные линии, что на Кировской дамбе, что на Ленинской, хоть и остались на картах, претерпели изменения — дамбы были практически намыты заново, и на новые места перенесены и рельсы. Кроме того, до этого момента трамвайные пути и железнодорожные на Кировской дамбе пересекались на одном уровне (дамба была идеальной прямой от улицы Клары Цеткин у бывшего «Адмирала» до современно Московской у «Пирамиды»), а после всех изменений — маршрут № 1, превратившийся в жалкий обрубок из четырых остановок, стал заворачивать под железнодорожный мост на Клары Цеткин.

Тогда же трамвай ушел с современной Московской и Чернышевского на Саид-Галеева, хотя путь с вокзала к Ленинской дамбе был еще не в самом последнем варианте — трамвай шел по несуществующей теперь улице Кремлевской, проходившей между нынешним ЦУМом, которого тогда не было, и Дворцом Спорта, который старую схему движения трамвая застал, к Булаку, и далее по Ярмарочной площади мимо цирка.

Кроме того, из-за строительства защитной дамбы была разобрана линия трамвая на «Макаронку», трамвай № 6 разворачивался вокруг квартала, образованного улицами Ирек, Гафури, Кзыл-Татарстан и Меховщиков. По причинам, скорее связанным с развитием троллейбусного движения, чем с затоплением Волгой была разобрана трамвайная линия по улице Восстания.

Погром случился не в чистом виде: к новому речному порту, который сейчас расположен на улице Девятаева, была проложена трамвайная линия, отделившаяся от маршрута № 6. В Советском районе трамвай продлили до Компрессорного. По набережной Среднего Кабана был проложен трамвай в сторону Борисково, но сначала он дошел лишь до завод «Искож» (большинству молодых казанцев эти мест известны по экзамену в ГИБДД на Модельной).

Дальше же история до какого-то момента шла только за счет развития и прироста трамвайной сети: от Караваева к Оргсинтезу в 1966 году была построена трамвайная линия. В Борисково трамвай дошел до современной конечной, а у мечети Марджани на улице Насыри были проложены рельсы для пикового маршрута № 3, исчезнувшие только в 2013-м.

В начале 1970-х из промежутка между ЦУМом и Дворцом Спорта трамвай переехал на набережную Казанки, а по улице Гвардейская был проложен трамвай до Даурской. Затем, к концу 1970-х линия по Зорге дошла до Приволжского рынка, и появился трамвай на проспекте Ямашева.

В 1980-е изменений - не так много, среди них - строительство корпусов «Точмаша», в связи с чем трамвай № 6 сократил свой разворот и вместо оборота вокруг квартала стал разворачиваться на петле у Мехкомбината. На Горках трамвай дошел до конечной остановки Габишева. Тогда же было построено ныне действующее единственное сохранившееся трамвайное депо на Сибирском тракте, и до него от Компрессорного была проложена линия.

1990-е - без изменений в числе линий (но с потерей путей на территории двух самых старых трамвайных депо в городе, на Петрушкином разъезде и на Арском поле, где сейчас «Корстон»), но с заметным изменением уклада жизни горожан. Началась и пока что не прекращается автомобилизация, которая не могла не ударить по сложившимся пассажиропотокам, как и смена экономического уклада, развал отдельных предприятий.

В 2000-е годы, после пика развития трамвайной сети, когда в городе были запущены к новым кварталам по Проспекту Победы в Азино самый большие на тот момент в мире 32-километровые кольцевые маршруты 20 и 21, начался «пятый погром», потихоньку происходящий до сего времени.

Вначале по требованию ГИБДД был убран трамвай с разворотной петли на Булаке, Университетской и Островского в 2002 году. Затем — в 2005-м в разгар работ по подготовке к 1000-летию Казани снята трамвайная линия на улице Островского, как дублирующая только что открытую линию метро, закрыто второе трамвайное депо, к которому по Островского был единственный подъезд.

В 2008 годы были разобраны пути по Пушкина и Карла Маркса с Ершова, а на Гафури и Клары Цеткин примерно в 2009 и 2007 годах соответственно прекращается движение без разбора путей. К 2010 была разобрана трамвайная линия на Ленинской дамбе и Декабристов, но проложена через Кировскую дамбу и Большую Крыловку до соединения с Ямашева и Декабристов, сняты пути на Клары Цеткин.

В 2011-м пришла очередь и маршрута № 2 по улице Бутлерова, правда в 2012 году был достроен трамвай по Проспекту Победы от Приволжского рынка до «Солнечного города». В 2013 и 2016 годах соответственно были разобраны линии, по которым уже давно не осуществлялось движение — на улице Насыри и на улице Гафури.

Чтобы не заканчивать за упокой, отмечу, что существуют планы развития трамвая на сохранившихся участках и даже строительства новых. Так, должен замкнуться участок у «Солнечного города» с трамваем в Борисково, вновь образовав разорванное трамвайное кольцо. Но это, конечно, будет не тот же самый вид транспорта, который помнят старожилы в центре нашего города. В том числе и поэтому, чтобы сохранить память и навсегда ушедший с улиц центра дух того старого города, и нужен в городе музей трамвая.

Илья Евлампиев

 

Комментарии (0)

Купить журнал: