18+
  • Город
  • Город
Город

«Ново-Татарская слобода»: краеведческая пьеса

На выходных добрая сотня горожан пришла на экскурсию по Ново-Татарской слободе. Мы восстановили ход событий в виде пьесы.

Главные действующие лица:
Айрат Файзрахманов, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи;
Илья Евлампиев, краевед-любитель;
Талгат Бариев - советник председателя Всемирного конгресса татар, журналист.

ПАРК ТИНЧУРИНА

АЙРАТ. Новую-Татарскую Слободу основали в 1749 году. Она была в два раза больше, чем Старо-Татарская. Здесь же находилась самая большая по численности прихожан мечеть - Иске-Таш (более тысячи человек). Особенность слободы в том, что здесь было много ремесленных мастерских, производств, жил, в основном, рабочий люд. Слобода — это деревянная застройка, и сейчас 95% ее снесена, так как постоянно расширялось производство, надо было выделять новые площади и жилая застройка шла под нее. Вообще, слобода появилась на месте небольшой русской деревни Поповка.

ТАЛГАТ. Та Поповка и сейчас есть, за кладбищем.

АЙРАТ. Но там другие жители.

ИЛЬЯ. В этом месте стабильная дорога возникла в виде Полянинской дамбы, по которой в 1930 году проложили трамвайные пути, и дамба была довольно высокая, а болото по обе стороны от нее - довольно низким. И только в 60-е годы болото подсыпали до местного садика, от него остались два озера в виде дренажных бассейнов. Один из них у 80-й школы потом еще и засыпали, так как дети в нем тонули.

УГОЛ ГАФУРИ И ДЕВЯТАЕВА

АЙРАТ. Слобода - первое в городе новое место, которое сразу строилось в соответствии с регулярным планом (его составлял поручик Зверев), ведь застраивали слободу на пустом месте. А в других районах города регулярная планировка появилась только после того, как старые нерегулярные кварталы выгорали пожарами. Мы стоим на улице Татарстана, где раньше была Казаковская мечеть, на подъеме улицы на Татарстана, 13. Мечеть была построена на месте кладбища, на котором в 1876-м уже не было захоронений, чтобы оградить участок от застройки. Ее разрушили ее в 1975 году, когда борьба с религией уже прошла. Вероятно, не вписывалась в концепцию улицы, которая предполагала только современную архитектуру. На Казаковской мечети Старо-Татарская слобода кончалась, далее шло болото, а у автовокзала начиналась Ново-Татарская слобода.

ИЛЬЯ. Смотрите, на ваших глазах творится история. Трамвайные пути, который здесь с 1931 года, разбирают. Раньше трамвай ходил до самого конца улица Гафури, практически до кладбища. В 1941-м, за кладбищем, у Макаронки, разместили бараки эвакуированных, трамвай продлили туда, и это был момент, когда у шестого маршрута была самая длинная протяженность за историю. Но потом, видимо, с наполнением Куйбышевского водохранилища, когда пришлось сооружать защитную дамбу, линию разобрали.

ТАЛГАТ. Я бабушкой в 50-е ездил по «длинной» линии трамвая к родственникам, а потом он был укорочен до Бухарской мечети. И таким образом трамвай укорачивался, укорачивался. А теперь его и вовсе нет.

ИЛЬЯ. Трамвай ходил вокруг квартала Меховщиков-Ирек-Гафури-Кызыл Татарстан, а потом укоротился, когда построили новые корпуса «Точмаша» до Кызыл Татарстан. А вот сейчас он совсем исчез.

ТАЛГАТ. Раньше конец улицы Гафури, кстати, назывался Штапан башы (Конец Степана).

ИЛЬЯ. Возможно, что Штапан – это мой предок Степан Григорьевич Копылов, работавший на меховом предприятии, где большинство составляли местные жители, еще до революции. Он был управляющим, жил здесь. Бабушка рассказывала, что в честь ее деда называли кусок улицы, Штапан урамы. Потом он жил на улице Ватутина – это русская улица в окружении татарских, райончик назывался Николаевской слободкой.

ДОМ «МАЗУТА»

Экскурсия переправляется по деревянному помосту через траншею на месте трамвайных путей. Толпа бредет к дому «Мазута» на Меховщиков, 2. Люди обмениваются телефонами и почтовыми адресами, чтобы получить доступ к показанным фотографиям. Контингент разношерстный – кроме фотографов-журналистов, а также юношей и девушек студенческого возраста, коих большинство, есть женщины с детьми, парень религиозного облика с длинной бородой, светски одетые бальзаковские дамы, местные, экскурсоводы, а также интеллигенты, пожилые неформалы, модные парни, говорившие на татарском, турецком и русском, и совсем старые бабушки. Есть даже семейная пара среднего возраста из Уфы, которая узнала об экскурсии по ТНВ.

АЙРАТ. В 19 веке весной слобода превращалась в остров на 3-4 недели, невозможно было даже выйти. Затапливало все. Это казалось людям, выселенным в слободу, ссылкой, но после того, как они обжили это место, постепенно это чувство пропало. Это дом «Мазута», похоже, старейший гражданский дом в Ново-Татарской. По документам он построен в 1840 году. Потом купеческий дом, видимо, был перестроен, так как уже до революции тут была контора общества «Мазут», торговавшего нефтепродуктами. Рядом, прямо во дворе, стояли баки из-под мазута. Сейчас на месте баков стоят хрущевки. В советское тут была нефтебаза, которая в 60-е переехала в Победилово, а дом остался, теперь там коммуналки.

ГУЛЬСУМ-АПА (жительница дома). Что тут происходит? Передайте главному татарину (я сама татарка), что мы тут живем 50 лет, и все нам не дадут квартиру. А еще мы пять лет прожили без туалета!

ТАЛГАТ. Раньше вокруг были луга с речками, главная называлась Ичкой (Эчке). А там, где речной порт, можно было увидеть диких гусей, уток. Люди жили около природы, хотя и в городе, почти по-деревенски. Улицы - без асфальта, но уже с булыжником.

ИЛЬЯ. Бабушка говорила, что прадед выводил всю семью на луга, делал из ивы шалаш, и семья жила весь выходной рыбалкой, ухой.

МЕЧЕТЬ ИСКЕ-ТАШ

ХАРИС-ХАЗРАТ (имам мечети). Считается, что здесь есть коллективная могила татар, которые защищали Казань в 1552 году. Сначала это была деревянная мечеть, а в 1802 году на ее месте построили каменную. Имамом был отец писателя Фатиха Амирхана – Мухаммадзариф Амирхан. В 1931 году мечеть закрыли. Говорят, что тут был госпиталь. Большой зал разделили на комнаты, где лечили больных. В 1994 году здание снова стало работать как мечеть. В этом очень помог Равил хазрат Валиуллин. Теперь это мечеть для женщин, здесь их обучают исламу. Обучили уже 80 абыстай.

ЖЕНЩИНА. Хорошо, что вы говорите на татарском, у вас и борода правильная, и каляпуш, все традиционно.

ИЛЬЯ. Мечеть до возвращения верующим была частично художественной школой. Рядом находится общеобразовательная 35-я, оно построено в 60-е годы, а раньше дети учились в деревянном здании.

ТАЛГАТ. А рядом располагался садик Бабай бакчасы.

АЙРАТ. Это первая татарская гимназия Казани, когда-то - одна из лучших в Татарстане среди татарских школ, здесь училось много победителей олимпиад. Даже в советское время здесь продолжали давать образование на татарском. Они считают себя продолжателями традиций медресе «Амирхания», одной из лучших мусульманских медресе своего времени. Собственно, рядом с Иске-Таш стоял дом Амирхановых, где жили имамы мечети, в частности, Хусаин Амирхан, написавший книгу «История Булгарии», один из авторитетнейших имамов России, претендент на должность муфтия, имам Макарьевкой ярмарки, соратник и друг Шигабутдина Марджани. Здесь же родился и жил писатель Фатих Амирхан, сюда приходил Тукай, Ямашев, будущие большевики Исхак Казаков (из династии Казаковых) и Камиль Якубов. Я считаю - его надо восстанавливать, как дом-музей. Материал для этого имеется, ведь род Амирхановых собирается каждый год по 200 человек, работает фонд «Амирхания».

УЛИЦА МЕХОВЩИКОВ

АЙРАТ. Мы стоим на исчезнувшем перекрестке с улицей Дулат-Али, теперь ее полностью перекрыла «Мелита». Здесь была сделана фотография из архива Ильшата Васильева.

Ново-Татарская – это место бедноты, которая даже не могла похоронить родственников по мусульманскому обряду, что способствовало развитию криминальных традиций. Тут зародилось движение радетелей за чистую веру во главе с Бахаутдином Ваисовым, который собирал вокруг себя разочарованных в жизни людей, они потом помогли большевикам разгромить национал-демократов, поставив 5000 сторонникам оружие. Отец вспоминал, что у них участковый, полковник, который ни разу не был ранен на войне, тут получил три пулевых ранения. Кстати, был в слободе и особый криминальный жаргон, наподобие русской фени, но с татарским языком в основе - «Яна Бистэ гэбе».

ТАЛГАТ. Кстати, логотип Ново-Татарских «ЯБ» придумал я. А потом слободские парни царапали ее на стенах и сидушках трамваев.

УГОЛ МЕХОВЩИКОВ И ИРЕК, БЕЛАЯ МЕЧЕТЬ

АЙРАТ. Одиннадцатую соборную в 1801 году построил Раким-бай, один из богатейших татарских купцов того времени. На ее месте стояла деревянная мечеть, самая первая в Ново-Татарской слободе. Теперь она встроена в производственный корпус. Ее отдали верующим, но пока не спешат с реставрацией. И надо понять, что с ней делать, ведь отреставрированная в пустом районе мечеть будет без прихода. Напомню, что сейчас планируется создать новый квартал с небоскребами с исламским финансовым центром и прочим.

ТАЛГАТ. В Белой мечети находилось одно из зданий 35-й школы, в которой учились девочки.

АЙРАТ. Когда ее закрывали, чтобы сделать ДК, ночью неожиданно зажглись огни и послышались крики филина. Местные жители сказали, что это, мол, «Аллах плачет», и не позволили строить дом культуры. Неподалеку стоит дом, последний сохранившийся двухэтажный деревянный дом в слободе. Как бы его не снесли... В нем жил промышленник Якуб Козлов, который давал деньги на местное медресе при Розовой мечети. В здании работала 40-я школа, совсем недавно - автошкола, а теперь его обтянули синим пластиковым сайдингом и жизни там не видно.

ИЛЬЯ. В этой школе работала моя бабушка. А за ней располагалось мехпроизводство, на котором и трудился Степан Григорьевич, тот самый, который Конец Степана. Во время гражданской войны в 1918 году семья пряталась в его подвалах от артобстрела красных. Само предприятие было предшественником всех меховых заводов. Немецкий «инвестор», Зальм, владел предприятием, а работали там местные рабочие татары, а также нанятые из деревень. Жили при заводе в общежитии. Потом у Зальма в годы войны с немцами завод отжали, а у новых хозяев и вовсе национализировали. У нас, потомков Степана Григорьевича, который остался на заводе уже при новом хозяине и вел все дела с работниками, сохранилась трудовая книжка времен Первой мировой войны, которую работник не забирает вот уже почти 100 лет.

Если говорить про войны: во время Первой мировой в эвакуацию в Казань приезжали польские татары. К примеру, такие люди, как Резвановичи, дружили с моей семьей, держали на улице Меховщиков кузню, а ля современный автосервис, здесь шла дорога на Боровое Матюшино. В годы наполнения водохранилища их дом снесли, а на его месте был построен защитный вал, семья переехала в Борисково и обрусела.

ТАЛГАТ. Не только Резвановичи, были еще Хасановичи, Богдановичи.

УГОЛ ГАФУРИ И КЫЗЫЛ ТАТАРСТАН. РОЗОВАЯ МЕЧЕТЬ

ЗУФАР-ХАЗРАТ. Это также один из самых старых приходов Казани. Мечеть основана в 1808 году. Также ее называли Бухарской, Тубэнэк (Низенькой). В 1906-м перестроили, она приобрела современный вид. Сейчас прихода, считай, нет, народа мало. Концентрируемся на работе с интеллигенцией: люди приезжают сюда, хотя и не живут тут. Наше медресе переехало сюда в 1998 году. Состояние у здания, которое относилось к Мехкомбинату, было ужасным. Спасибо «Мелите», что помогли с ремонтом. Мы сохранили татарскую среду, у нас учились таджики и русские, все через месяц осваиваю татарский язык. Потому что у нас полное языковое погружение. Когда мы въезжали, вокруг еще стояло много деревянных домов, сохранялась татарская среда. Потом людей выселили, потихоньку все снесли.

ТАЛГАТ. Несколько домов, все же, осталось.

ЗУФАР-ХАЗРАТ, Сам я, кстати, бывший энергетик. А эта мечеть - вторая в Казани, которая была электрифицирована. Возможно, наша мечеть возродит татарские традиции. Сейчас, когда в слободе построили «шуваловки», селятся новые люди со всего города, нужен островок татарской культуры, традиций, истории.

ТАЛГАТ. Через это место несли тело Салиха Сайдашева на кладбище. Вся улица была заполнена людьми. Тут же и Тукая несли. А когда «Точмаш», построив новые корпуса, перекрыл проход, какое-то время умерших носили через территорию завода, сняв с грузовиков у входа. А потом и вовсе это основной проход закрылся.

ТОЧМАШ

Группа идет через территорию завода, мимо ДК имени Калинина, выходит к каланче 30-х годов, по чавкающей грязи поворачивает на Меховщиков, распугивая встречные автобусы.

НОВО-ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ

АЙРАТ (показывает на Волгу, что видна от калитки). Скорее всего, грузовой порт переведут в Свияжский мультимодальный логистический комплекс. А здесь будут яркие, стильные небоскребы, водные ворота Казани в восточном ворот, рядом колоритный «базар». По сути, Ново-Татарская слобода станет вторым деловым центром Казани. Сейчас мы зайдем в кладбище, которое, как считается, было основано в 1728 году. Но, скорее всего, это относится к той его части, что находилась в районе пятой больницы. То есть это огромная, большая территория. В слободе наблюдалась высокая смертность, очень быстро распространялись болезни. А потому кладбище очень быстро стало расширяться. Мы идем к пятой аллее, той самой, на которой недавно поработали вандалы. В конце нее похоронены Габдулла Тукай, Фатих Амирхан и другие важные люди татарского народа.

ИЛЬЯ. Русские, которые жили рядом, в Плетенях, называли кладбище «Мазарками». Так в Средней Азии называют захоронения. У меня бабушка до сих пор говорит «пошли через мазарки», «ходили мимо мазарок». А татары говорят «зират», от слова «зиарат», «посещать», что пошло от татарской традиции регулярно посещать могилы умерших

СТАНЦИЯ ВАХИТОВО

ТАЛГАТ. На этом месте был базарчик, на который с Арской стороны на поезде приезжали татарские торговки овощами и фруктами, а местные закупались.

АЙРАТ. Здесь границы села Плетени, Старо-Татарской и Новотатарской слободы сливались в единый массив. Но железная дорога, которую начали строить в конце 19 века, а закончили к 1927-му, окончательно разделила Новую Слободу от Плетеней. Отдельно хотел остановиться на топонимике. В первые советские десятилетия она была полностью татарской: улицы Сабанче, Болгар, Кзыл Татарстан, Эш урамы, Ирек, Дулат Али, Камиля Якубова. До революции Меховщиков и Гафури назывались Большая и Малая Симбирская, потом Симбирскую переименовали в Ямашевскую, и только в 1973-м - в Меховщиков.

Напомню, что в районе пятой горбольницы тоже было кладбище. Мусульманское духовенство пыталось остановить надвигающуюся на нее застройку, ну а после революции про кладбище почти не вспоминали. Отец рассказывали, когда в том же районе строили 13-ю школу, она три раза сгорала, а на школьном дворе находили могильные плиты.

ТАЛГАТ. Но когда я учился в школе (еще там был наркодиспансер, куда все ходили за справками на автоправа), учителя нам говорили: «Не шумите, здесь кладбище».

УЛИЦА ФАТКУЛЛИНА. АЗИМОВСКАЯ МЕЧЕТЬ

АЙРАТ. Это наша последняя точка. Обратите внимание, что улица Фаткуллина похожа на старый бульвар. Дома еще сохранили облик слободы, среди них много интересных экземпляров. Из этого можно сделать туристическую фишку, воссоздав среду.

Азимовская мечеть построена в 1887 году купцами Азимовыми для жителей местных окрестностей, для рабочих мыловаренных заводов и для рабочих завода Крестовниковых. С моей точки зрения, это самая красивая мечеть Казани. Здесь много уникальных мелких деталей. Минарет, конечно же, шедевр. Сюда приходит немало туристов. Сейчас ее реконструируют. А раньше работала школа киномеханика, куда приезжали жители из сельских районов, а также их общежитие.

ВОПРОС ИЗ ТОЛПЫ. Эта же экскурсия - она будет еще повторена?

АЙРАТ. Мы постараемся. Постараемся. Но, наверное, уже не этой осенью, а весной. Мы многое не успели рассказать.

Фото: Юлия Калинина

 

Комментарии (0)

Купить журнал: