#синагога100, или Фестиваль еврейской музыки на Профсоюзной

Казанской синагоге вернули исторический облик к юбилею - по этому случаю и открытие фестиваля провели у его стен. Мы никогда еще не видели столько пляшущих раввинов.

Помимо этих событий, в Татарстане проходит форум «Лимуд. Волга-Урал» - количество гостей перевалило за 350. Фасад синагоги был преобразован за счет 30 млн. рублей из госбюджета, на ремонт молельного зала 20 млн. рублей собрала еврейская община. Концерт, в котором играли коллективы из России, Израиля, Украины, Грузии, продолжился и по прибытию врио президента Татарстана Рустама Минниханова  и главного раввина России Берла Лазара - и только после очередной песни они взяли слово. В частности, Минниханов поприветствовал гостей на трех языках: «Исәнмесез, добрый день, мазелтоф».

Между тем, на сцену поднимались разнообразные коллективы. Квинтет Вадима Эйленкрига, лидер которой много лет солировал и Игоря Бутмана. Львовский «Варничкес», радовавший многочисленными напевами без слов. Израильский Gefilte Drive, все участники которого собрались на земле обетованной, приехав из городов типа Самары и Донецка. Сочетающие еврейскую ритмику с грузинской распевностью тбилисские певцы из «Шир». А также москвичи из «Ойфн Вег», брянский «Зайт Гезунд», родная «Симха», неожиданные «Казан егетләре» и оркестр МВД РФ по РТ.

Крохотное Falafel Pita не выдерживало напора желающих попробовать фалафель и хумус. Подлинным же украшением праздника стали десятки раввинов, буквально заполонивших танцпол.

Стоящий на Профсоюзной центр общины даже спустя 100 с лишним лет следует законодательству царской России, по которому за пределами черты оседлости строительство синагог не разрешалось - только молитвенных домов, причем таких, в архитектуре которых ничто не выдавало бы их назначение.

Между тем, к концу 19 века в Казани жило достаточно много евреев. В частности, это были бывшие солдаты, которые служили до этого батальонах военных кантонистов. После отставки они могли жить с семьями вне черты оседлости евреев. Потом появились промышленники, врачи, торговцы, юристы, у которых имелись деньги на строительство.

Казанская еврейская община официально была учреждена 24 марта 1897 года. За несколько дней до этого, 15 марта 1897 года, было получено разрешение на возведение “молитвенного дома с хозяйственным при нем правлением”. Но дело пошло не сразу. Сначала возникли проблемы с выбором территории. В частности, к еврейским молитвенным домам особые требования. Скажем, от православных церквей они должны были располагаться на расстоянии хотя бы 100 саженей на одной улице, и 50 саженей - на другой. В 1905-м, Казань, как и многие другие города империи, пережила еврейский погром. Однако это только сплотило общину, которая, в результате, остановилась на Малой Проломной. Купленный в конце 1912 года двухэтажный жилой дом пришлось строить заново, из-за того, что фундамент у него практически отсутствовал.

Но 12 марта 1915 года молельный дом открыли. Он состоял из большого двухсветного молитвенного зала, а также большого зала для заседаний и общих собраний прихожан на третьем, надстроенном этаже. В 1926-м синагогу закрыли, «...учитывая ряд ходатайств общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги... договор, заключенный с еврейской религиозной общиной, расторгнуть, синагогу закрыть, а здание передать Казгорсовету под культурные учреждения трудящихся евреев». В здании разместился Дом работников просвещения.

В декабре 1988 года в Казани появилась инициативная группа евреев, когда в 1989 году открыла Клуб еврейской культуры «Менора». В марте 1993 года он превратился в Казанский еврейский культурный центр «Менора» в ДК Медработников на улице Маяковского. Еще в марте 1990-го была зарегистрирована Казанская иудейская религиозная община, которую в сентябре 1994 года возглавили представители движения «Хабад Любавич», израильские раввины Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром. Евреи активно писали письма властям с просьбой восстановить справедливость и вернуть синагогу.

В ноябре 1997 года был подписан Указ о передаче Дома работников просвещения общине, в декабре, на Ханука она получила символический ключ от синагоги. Здание тогда выглядело ужасно — с прохудившейся крышей, оборванной электропроводкой, забитой канализацией. Пришлось вновь все делать заново. И как в начале века, делали всем городом — помогали деньгами, транспортом, стройматериалами, техникой. Ныне это поистине центр еврейской жизни.

Здесь работает Республиканский благотворительный фонд «Еврейский центр «Хэсэд Моше», представительство Еврейского Агентства в России («Сохнут»), общинная библиотека, музей еврейской общины Казани, молодежный еврейский центр «Афифон», молодежный еврейский клуб, детская воскресная школа... Любопытно, что светская и религиозная часть могут здесь и не пересекаться.

Хотя основа — это молельный зал, аккуратный и уютный. В нем - все, как полагается: ряды лавок, отделенная занавесом женская, синагогальный ковчег - хранилище для свитков Торы, - и возвышение для их чтения. Вы наверняка встретите раввина иудейской общины - рава Ицхака Горелика. Когда он выходит наружу, включает телефон. Ему постоянно звонят. А он просит писать СМС, чтобы хотя бы так справедливо рассудить, кому действительно нужен.

Сегодня концерт фестиваля пройдет в БКЗ, завтра - в Свияжске, а в в воскресенье - в УНИКСе. Расписание - на сайте.

 

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме