18+
  • Развлечения
  • Книги
Книги

Радмила Хакова: «"Как будто не в Казани", — говорят про вид из окна»

Писательница, живущая между Казанью и Берлином, попробовала себя в роли драматурга и актрисы, собрав материал для эскиза спектакля про Мергасовский дом и сыграв одну из ролей.

Эскиз мы поставили в конце мая в рамках театральной лаборатории «Город: арт-подготовка». Дом называют «зеленым страшным», а по-моему, это одно из самых красивых зданий в городе. Он и памятник советской архитектуры 1928 года, и место, где жить нельзя: с 1981-го считается аварийным, жильцов расселяют. Некоторые отказываются уезжать. Никто не знает, сколько ему осталось, и пока можем, мы показали эскиз прямо у дома. Зрители сидели на газоне через дорогу.

Мы с поэтом Йолдыз Миннулиной говорили с жильцами дома разных лет, собирали их истории во дворе, в библиотеке, в Фейсбуке. Ксюша Шачнева стала художником-постановщиком, Вера Попова - режиссером, а Владимир Раннев - композитором, благодаря которому дом зазвучал. Актеры играли на балконах, в витрине магазина слева, в окне подъезда справа, за забором вокруг, в зале. Эскиз получился объемным, на мой взгляд, красивым: начался с баита, развивался проекциями и голосами, закончился занавесом из зеленой строительной сетки (критики пишут — саван). Даже если «Дом» в августе выйдет в казанский театральный репертуар, нужно понимать: повтора не будет, будет уже другой спектакль. Я знаю, что коллеги готовят книгу об этом доме, мы конечно же отдадим им все, что узнали.

Фото: Алиса Гулканян

Моя книга «147 свиданий» выйдет в этом году в бумаге: «Эксмо» подписывает контракт на права. Хочу начать вторую, затеяла опять очень личный проект — в этот раз в Казани и дуэтом с Региной Уразаевой (долго искала фотографа без привычки делать людей красивее, чем они есть). Мне не хватает времени. Хочется жить медленнее, но все время что-то ускоряет в настоящем, и думаешь — ничего-ничего, вот потом… У меня самые обычные мечты, планы. Я хочу детей, дом, есть за большим столом в саду, чтобы много гостей, чтобы родные были здоровы, мои друзья оставались моими друзьями, а я могла делать то, что считаю важным.

У меня казанская прописка. Я сама себе этот город выбрала и люблю. Живу на Жуковского. «Смотрю Инстаграм: ты как будто в другом городе», — пишет мне подруга Венера. Многие используют эту (на мой взгляд, уничижительную) форму комплимента. «Как будто не в Казани», — говорят про вид из окна, хорошую выставку, классную публику или интерьер нового заведения. Наверно, это наш способ принимать перемены.

Вот была «Лакомка» на Маркса с тортом на потолке (никому не подражала) — закрыли; открыли какую-то современную пародию сбоку, на Жуковского: некрасиво, невкусно, никак, и кофе на песке за 29 рублей больше не выпить.

«Дом чая» на Баумана — аутентичная столовая. Никем не притворяется, ни на кого не хочет быть похожа. Вкусно очень! Средний чек (с котлетой и кыстыбыем) - двести семьдесят рублей. А еще —видишь настоящих людей. Мне важно осознавать контекст: где ты, кто вокруг, что происходит. Можно сколько угодно курсировать из одного «своего» места в другое и думать, что живешь в европейском городе, а потом прийти в прокуратуру, поликлинику или хотя бы войти в автобус и понять, что люди вообще тебя не понимают, и между вами пропасть.

Может быть, со мной что-то не так, но я испытываю неловкость, когда мне кричат со входа: «Хей-хей! Ты в теме? Вот тебе карта, чтобы мы знали, что ты наша чувиха». Я не «их чувиха», я просто хочу кофе, поэтому я иду в «Жаворонок», а не в Surf Coffee.

Мне приятно бывать в «Истине», это понятная мне концепция и какой-то спокойный, без заигрывания, сервис.

Любимое место в городе — озеро Кабан, берег и набережная. Это совершенно точно новое место силы. Этим летом здесь просто все.

Лучшая пицца в городе — Camorra.

Мой любимый повар в Казани — Булат Ибрагимов. Я жду, когда он вернется из Москвы и откроет тут ресторан. Вообще, если бы все люди, отучившись и поработав в Москве и Петербурге, вдруг взяли бы и вернулись домой (в свои регионы и города), как изменилась бы жизнь, какой бы случился скачок в развитии.

Одежду я чаще всего покупаю в поездках. Этот плащ из Тбилиси, например. Похолодало - и я купила. Самые модные люди для меня — те, кому по-настоящему все равно, как они одеты.

Фото: Регина Уразаева

Комментарии (0)

Купить журнал: