Три века Италии в «Эрмитаж-Казань»

Итальянские живопись, скульптура, акварели, графика столетиями стекались в хранилища петербургского Эрмитажа из царских апартаментов и частных коллекции. Теперь эти произведения на несколько месяцев обосновались в Казани в составе выставки «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа».

 

Это срез различных течений, вкусовых пристрастий, образцов и достижений многих поколений художников, живших и работавших на Аппенинском полуострове.

Хронологически произведения охватывают примерно три века - от 1650-х до 1960-х годов. В результате складывается разнообразная, пестрая и весьма привлекательная картина Италии.

Земля обетованная для художников со всей Европы часто становилась аконодательницей художественной моды, и ей следовали многие живописцы и скульпторы из Франции, Испании, Германии, Нидерландов, да и России тоже. Сначала кумирами были Рафаэль и Микеланджело. Потом Европу охватил «караваджизм» - новаторство страстного Караваджо развили «парни с севера»: голландцы и французы. Затем пришло время барокко с суперзвездой Питером Паулем Рубенсом - и далее по историческому контексту.

Но главной в произведениях интернациональной команды была Италия и еще раз Италия: ее архитектура, памятники истории, природа, люди. При этом у космополитов былисобственные пристрастия. Например, Гюбер Робер прославился как «живописец руин». Клод Верне и Франческо Дзуккарелли больше интересовались вечной природой. Джованни Паоло Панини фиксировал современный облик итальянских городов с великолепными дворцами, церквями, фонтанами и статуями. А нидерландцы Иоаханнес Лингелбах, Ян Миль и экспрессивный генуэзец Алессандро Маньяско находили интерес в изображении простых жителей Италии, озабоченных повседневными делами.

В богатых коллекциях Эрмитажа есть и произведения, которые покупались для царской картинной галереи – в тяге к прекрасному лидируют Екатерина II или Николай I. Немало картин и скульптур завезли в Россию из Италии путешественники: совершить длительную образовательную поездку - GrandTour - было почти обязательным для «английских милордов», «французских графов» и «русских князей». Естественно, в поездке они массово закупали произведения искусства, которые затем широко распространялись по странам континента, а лучшие образцы пополняли музейные собрания.

Татьяна Лескова

Центр «Эрмитаж-Казань»

С 11 июня 2015 до 31 января 2016


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:
  • Дата события:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме