18+
  • Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Не боги горшки обжигают

Перед премьерой спектакля «Трудно быть богом» от театра-студии «Хоббитон» режиссер-постановщик Анна Исакова и суровые бородачи из бара «Аляска», исполнившие главные роли, рассказали о том, как нужно относиться к литературному первоисточнику и почему в спектакле так мало девушек.

текст: Ирина Юркова

Анна Исакова, режиссер-постановщик, художественный руководитель театра-студии «Хоббитон»

Наш театр — пример редкого сочетания интеллектуальности и душевности. Мы любим давать надежду. Любим просто и тепло говорить о запутанных процессах в развитии общества и проблемах человеческого самосознания, чтобы не спекулировать на эмоциях и не усложнять и без того сложное.

Этот сезон мы отмечаем постановкой современной фантастики, которая уже успела стать классикой — «Трудно быть Богом» Аркадия и Бориса Стругацких. Это выдающееся для театральной жизни города событие. И даже не потому, что произведение великих братьев представят на сцене - с ним даже кинематографу непросто управиться. Вся команда театра с жадностью накинулась на этот процесс созидания нового: мы создали для проекта новый язык общения со зрителем, включая в него актуальные течения в хореографии, визуальные технологии, опыт перфомансов, звукового и тактильного воздействия на аудиторию.

У проекта долгий путь: впервые спектакль был поставлен в 2003 году с благословения Бориса Стругацкого. Когда мы только задумались о том, чтобы перенести повесть на подмостки, ребята из труппы бросились в просторы интернета, чтобы отыскать контакты автора. Фактически, Борис Стругацкий консультировал нас в течение всего процесса: многие вопросы касались подтекстов, образов, исторических и географических параллелей. Я переложила текст в пьесу и отправила ему для оценки. Концовка романа несколько отличается от моего варианта, да и некоторые моменты при переносе на сцену также пришлось менять, придавать им больше конфликтности. Пойти на такой шаг без одобрения автора мы просто не могли. И Борис Стругацкий все принял, был грандиозный спектакль на сцене ДК Октябрь, около шестидесяти задействованных актеров, очень много молодежи. Писателю мы потом отправили фото и видео.

Это по-настоящему мужской проект: Андрей Гусев, Василий Никитин, Станислав Редкозубов, Станислав Модолинский, Владимир Хорошевский, Валерий Оверченко... Можно еще долго перечислять мужчин, которые создают непоторимую харизматику этой постановки. «Трудно быть Богом» - это фантастика, знакомая и прочувствованная каждым. Это большое счастье, что мы успели соприкоснуться с живой легендой и можем донести до зрителя и эту удивительную историю, и часть души автора, без которого ничего бы не получилось.

Слоган возвращения постановки на подмостки пятнадцать лет спустя — «Шоу начнется до». Это будет не просто драматический спектакль, он не ограничится открытием и закрытием занавеса: «Хоббитон» будет погружать и выводить зрителя из атмосферы спектакля, используя все пять чувств. Сами показы пройдут 24 марта на сцене ДК «ВГС» в Волжском и 25 марта — в Доме офицеров в Волгограде.

 

Станислав Редкозубов, актер, сыгравший Барона Пампу

Курсе на втором я подхватил ветрянку. Болел долго и трудно, вот тогда и прочел львиную долю романов братьев Стругацких. Помню, меня привлекло, как эти книги были написаны — хорошим, интеллигентным языком, с небанальным сюжетом и интересными мирами. Особо мне в душу запали «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Град обреченный» и «Трудно быть богом». Конечно, мне тогда и в голову не приходило, что когда-нибудь мне предложат сыграть в театральной версии последнего произведения.

До постановки Анны Исаковой на сцену я в качестве актера эпизодических ролей выходил всего пару раз. А тут мне предложили сыграть настоящего, полновесного персонажа, с мизансценами, текстом. Было очень волнительно... К тому же, я многого не знал об актерской профессии, а это очень сложный труд, требующий значительных временных и эмоциональных затрат. Большая сцена — огромный мир: люди в зале находятся на значительном расстоянии и нужно думать, понимать, какой должна быть эмоциональная подача в том или ином эпизоде, как владеть голосом и донести все нюансы характера твоего персонажа.

Вообще репетировать я начинал в роли мастера Кабани, местного изобретателя, человека по-своему ранимого, но с твердым характером. А потом художественный руководитель Анна Исакова решила, что мне лучше играть барона Пампу. Так как мне нравились оба этих персонажа, от перемены я ничуть не расстроился.

Барон Пампа, которого я играю — это такой большой, матерый мужчина, независимый и сильный, как Портос. Помню в книге он мне запомнился эпизодом, когда он вошел в раж, целиком съел осьминога, потом беспробудно выпивал, размахивал мечом, а дон Румата оберегал его от всяких бед. Но при таком буйстве, барон все равно приятный, добрый человек и персонаж глубоко положительный. Просто как большой ребенок. Он — яркий представитель мира Арканара и находится с ним в полной гармонии, несмотря на непростые времена: людей массово убивают, борются с зачатками культуры, интеллигенции. Однако и при таких обстоятельствах мой персонаж сохраняет все свои душевные качества, человечность.

Фантастика братьев Стругацких — вне времени. Но до нее нужно дорасти. Авторы не просто мастерски владеют литературным языком и всяческими художественными приемами, они вложили в текст определенный сакральный смысл и множество серьезных проблем. Поэтому «Трудно быть богом» можно воспринимать поверхностно — как увлекательное фантастическое чтиво, а можно погрузиться в философию этого произведения и извлечь для себя жизненный урок. Тем более, что роман поднимает извечную проблему противостояния добра и зла, человечности и жестокости, борьбы за власть.

Андрей Гусев, актер, сыгравший Дона Румату

Впервые романы братьев Стругацких я начал читать года четыре назад. И так вышло, что «Трудно быть богом» до того, как мне предложили сыграть в спектакле, я перечитал трижды. И сейчас, выходит, в четвертый раз в процессе репетиций. Даже не могу себе объяснить, почему возвращался к книге. Но каждое новое прочтение передо мной ставило все новые вопросы: почему Румата поступает именно так, почему в определенных ситуациях он наоборот бездействует, чего он вообще в своем мире хочет достичь? Сейчас, когда я играю этого персонажа в спектакле, мне очень помогают разговоры и разборы на репетициях ключевых героев, их мотивации, причинно-следственных связей в произведении.

Вообще, мне было бы очень интересно сыграть дона Рэбу, например. Но и мой герой очень достойный, меня привлекает его гуманизм. Сейчас дон Румата у меня выходит не вполне таким, каким виделся в книге. Тогда он казался бабником, заядлым дуэлянтом (по два поединка в месяц!), а сейчас я воплощаю на сцене человека с верой в свои идеалы, желанием помочь всем и самому все решить. И, пожалуй, теперь в нем есть немного и моих черт.

Театр и кино — совсем разные вещи, но совершенно определенно роман «Трудно быть богом» заслуживает быть воплощенным и там, и там. Я видел экранизацию Алексея Германа, но трактовка Анны Исаковой мне значительно ближе: в моем восприятии книга не совпала с фильмом, так часто бывает, но в тексте я не находил столь гипертрофированной пошлости и грязи, как это было показано на экране.

Постановка действительно в определенном смысле мужская. Там есть три ярких женских персонажа, но история в основном развивается вокруг героев-мужчин, и это соотвествует духу и логике романа. Сюжет актуален, вечен, как, в общем-то, и любое талантливое произведение о людях. Исторические и социальные параллели с «Трудно быть богом» можно проводить бесконечно. Одни в нем увидят аллюзии на капиталистическое общество, другие — на авторитарный режим, и правы будут и те, и другие. Истину, пожалуй, знали только сами Стругацкие.

Возраст зрителя, на которого рассчитана постановка — вопрос спорный. Здесь дело не в цифрах в паспорте, а в умственной и моральной зрелости. Кому-то даже в тридцать этот сюжет ничего не даст и никаких струн не затронет, а другим и в 18 все станет понятно. Все зависит от воспитания, образования, круга общения. Как минимум — отношения к окружающей действительности: если оно наплевательское, то даже Стругацкие бессильны.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: