18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Дизайнеры захватят Волгоград

Татьяна Веревкина, куратор Клуба промышленных дизайнеров

Еще в советское время специалисты продумывали, как должны выглядеть «Жигули» и фотоаппарат «Зенит», поэтому промышленный дизайн в России – сфера не новая. Но, на мой взгляд, очень интересная и перспективная. Интерес к делу проявляется у всех: молодежь хочет получить специальность по направлению дизайна, а работодатели и производители хотят получить талантливых будущих специалистов.

В большей степени хочется отметить дизайнеров мебели, света и аксессуаров для дома, которых сейчас насчитывается около 350 человек по всей России. Но разве для наших просторов это много? Увеличение стоимости зарубежных товаров внезапно сыграло в плюс, многие вышли из тени и смогли творить на территории своей страны.

Хочется верить, что сфера будет только процветать. Для этого в 2014 году и был создан Клуб Промышленных Дизайнеров – чтобы помочь начинающим и создать среду для тех, кто уже работает в этом направлении. Для продвижения российского промышленного дизайна и бренда «Сделано в России» Клуб проводит свои мероприятия, активно участвует в выставках, форумах, фестивалях.

Одно из главных событий в жизни КПД – это «Дизайн Десант», с ним мы побывали в Вологде, Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Челябинске. В сентябре в нашем маршруте запланирован Волгоград. «Дизайн Десант» дает возможность найти единомышленников и расширить границы промышленного дизайна нашей страны. Это путешествие по городам с трехдневной программой, куда входят: выставка работ участников клуба, лекционная программа на различные темы о промдизайне, экскурсии по производствам и мастерским города. Благодаря этому плану мы не только рассказываем о деятельности КПД и знакомим посетителей с работами его участников, но также делимся опытом и знаниями. Приехав в Волгоград в мае, мы поняли, что городу будет интересно наше событие, ему есть куда развиваться, и мы обязательно найдем здесь единомышленников.

Анна Сажинова и Константин Лагутин, ARCHPOLE

Мы основали свой бренд в 2008 году. Начиная как архитектурное бюро, наткнулись на невозможность реализации своих мебельных идей у подрядчиков по абсолютно разным причинам. И тогда мы – в буквальном смысле – начали на кухне пилить первую деревяшку, чтобы что-то из нее сотворить.

Сегодня коллекция ARCHPOLE насчитывает более 300 предметов дизайна и декора, которые выпускаются на собственном производстве в Москве и собраны в нашем интернет-магазине. Девиз нашей компании – «Дизайн в каждый дом». Когда мы выступали с презентацией в Волгограде в мае, у нас получился отличный диалог с публикой, было задано очень много вопросов. И мы надеемся, что в сентябре это перерастет в конструктивное сотрудничество с местными архитектурными и дизайн-сообществами. Нам важно не только показать себя, но и посмотреть, что есть у вас, дать всем возможность взаимно обогатиться в плане опыта и идей.

Константин Верин, ODINGENIY

Перспективы дизайна в России в целом и промышленного в частности, безусловно, есть, но в данный момент это перспективы отдельно взятых людей и небольших творческих групп. Здесь нет индустрии дизайна в широком понимании, но в этом и наше преимущество отчасти, так как мы сами формируем каноны, получая больше творческой свободы.

Для нас не существует трудностей – есть интересные задачи. Чем сложнее задача, тем интереснее развиваться, тем интереснее сам продукт. Например: как делать уникальные и сложные изделия из качественных натуральных материалов по вменяемой цене? У нас это очень неплохо выходит.

Больше всего мне нравится делать что-то полезное, что может улучшить или как-то облегчить жизнь, и, соответственно, продвинуть локомотив прогресса на какое-то абстрактное расстояние вперед. Мы не боимся делать что-то новое, иногда непонятное. Для нас очень важно оставаться художниками, даже функции своих предметов мы стараемся режиссировать, как это делают в кино, например. Из-за этого наши творения получаются живыми – даже просто сделанный с таким подходом квадратик будет разительно отличаться от такого же, но собранного без души. Дело в мельчайших деталях, которые и оживляют молекулы предметов.

Окружающее пространство влияет на жизнь, и мы делаем все, чтобы наши изделия служили катализатором счастья вокруг себя.

Юлия Гумирова и Анна Ренова, OMNIA KIDS

Дизайн в России находится в самом начале своего развития. И если дизайн интерьера зародился в конце девяностых и на сегодняшний день уже занимает довольно прочные позиции, то промышленный еще пребывает в зачаточном состоянии. Причины тому всем известны: это почти полное исчезновение российских производств, медленное внедрение новых технологий. Однако перемены во внешней политике, в частности изменение курса рубля к доллару и евро, вызвали необходимость развития отечественных производств и технологий. Зарождающиеся предприятия готовы работать с дизайнерами, поскольку такое сотрудничество способствует успешному продвижению товаров на рынке.

После массового засилья российского рынка дешевыми, зачастую некачественными товарами, которыми, к слову, заполнены 90% наших домов, потребитель ощутил на себе все их недостатки: низкую функциональность, недолговечность, плохое качество материалов. Сегодня люди все чаще делают приобретения обдуманно. На первый план при выборе товаров выходят экологичность, эргономичность, а также тщательно продуманный дизайн. Здесь и появляется востребованность промышленных дизайнеров, готовых соответствовать требованиям рынка, то есть создавать качественный и современный продукт.

Удивительно, но главная проблема, с которой мы столкнулись, – это отсутствие в нашей стране качественной древесины. Фанеру сорта 1/1, у которой обе стороны без сучков и заплаток, найти практически невозможно, а мы работаем только с этим материалом. Весь качественный шпон уходит на экспорт, невозможно найти мебельный щит и массив надлежащего качества, поскольку не соблюдается необходимый режим влажности при хранении. Приходится прикладывать много сил, чтобы справляться с этими трудностями и на выходе иметь хороший продукт.

Промышленный дизайн – это комплексный подход к проектированию предмета, в котором сочетается эргономика, психология и эстетика. Большое преимущество и главная функция промышленного дизайна состоит в том, что он решает проблемы взаимодействия человека с окружающим миром, является помощником в быту через проектирование нужных и удобных предметов, постоянно совершенствуя их и тем самым поднимая человека на более высокий уровень развития.

Особенность нашего стиля – синтез минимализма с элементами сюрреализма. Предполагается, что наши основные покупатели – это люди с творческим началом, сохранившие в себе частичку ребенка, умеющие фантазировать и мечтать, эмоциональные и жизнерадостные.

Александр Дубровский, Dubidub

Дизайн не принадлежит какому-либо государству или народу, но он невозможен без культуры, везде разный и приспосабливается к своему окружению. В этом смысле дизайн в России более сдержан в своем развитии и стремлении, консервативен и приземлен. Мы как будто в одночасье потеряли свой национальный дизайн за скрежетом входящего в резкий поворот культурного надлома девяностых. Но он возвращается проектами разного масштаба, и он идет вперед, пусть даже его кидает от скромных идей к безнравственным перфомансам. Лично мне кажется, что шансов выхода на мировой уровень, если такая цель имеется, у промдизайна чуть больше, так как русский человек более деятелен, нежели мечтателен.

Инициатива – это важнейший фактор креативного развития, и нам, промышленным дизайнерам и производственникам, заражаться болезнью сдержанности и замкнутости типичной интровертной русской натуры смертельно опасно. Скорее, стоит перенять новаторскую энергию у востока и надышаться ветром свободы с запада. А к трудностям «набивания» своего имени или бренда и раскрутки оборота и продаж стоит относиться творчески – сложности не должны останавливать, они должны мотивировать.

Цель промышленного дизайна – нести максимальную функциональную и эстетическую выгоду в среду потребления. И это его самый главный барыш и для себя дорогого, и для гипотетического выгодополучателя.

Поиски собственного стиля – это вечные метания между «могу» и «хочу». Нужно исходить только из одного: а я бы как сделал? Если стул – как бы я сел? Если стол – как бы я ел за ним? Так понемногу начинает проявляться собственный стиль, ведь те проблемы, с которыми нам придется столкнуться, станут основой функциональных решений. Предмет, созданный дизайнером, – это лекало его внутреннего мира, и всегда можно определить, подделка это или нет, попытавшись увидеть в предмете его создателя.

Евгений Томов, Tomov Workshop

Мы делаем авторскую мебель и светильники из дерева и металла. Любим экспериментировать с материалами и способами их обработки. Смешать краски, обжечь дерево, заржавить металл – все это часть творческого процесса создания мебели.

Дизайн помогает идентифицировать, охарактеризовать, определить компанию, персону, пространство в мире с нарастающим количеством информации. И Россия – часть этого мира. Конечно, культурные и экономические аспекты накладывают свои отпечатки. Одна из главных трудностей в этой сфере – неготовность аудитории платить именно за дизайн. Стул, листовка, телефон – это понятно, осязаемо, за это готовы отдавать деньги. Но мало кто понимает, что одним из первых этапов появления этого предмета является дизайн. И отсюда другая проблема – люди не ценят дизайн и работу дизайнера, не уважают авторских прав.

Один из главных плюсов промышленного дизайна – это возможность серийного производства, продумывание юзабилити предмета на этапе создания. Дизайн – это отражение мира. Важно сочетание культурного и промышленного аспекта, индивидуального и массового восприятия.

Комментарии (1)

  • Андрей Кузнецов 26 июля, 2017
    такое всё топорное, и наверняка завышенное по цене за слово "дизайнерский"

Купить журнал:

Выберите проект: