16+
На сцене Красноярского театра имени Пушкина — кубинская жара, сигарный дым и романтическая история. Здесь впервые в Красноярске ставят пьесу Нило Круза «Анна в тропиках», получившую Пулитцеровскую премию. Актриса Екатерина Соколова исполняет в ней роль Кончиты — женщины, которой предстоит в полной мере пройти все этапы любви: ревность, предательство, измену и надежду. Мы встретились с Екатериной накануне премьеры, которая состоится 21 и 22 мая, чтобы поговорить о силе настоящей любви и о том, почему каждая роль для артиста словно ребенок.
Насколько близко к оригинальному тексту поставлен спектакль?
Пьеса написана так, что выбросить из нее хоть пару строк практически невозможно. Каждая сцена насыщена действиями, эмоциями, внутренними поворотами. Нам даже в голову не пришло что-то убирать — да и как, если всё работает как единый живой организм. Это, кстати, первая постановка пьесы в Красноярске. В минуты отчаяния в работе над ролью я искала хоть какие-то записи чужих спектаклей, чтобы вдохновиться, подсмотреть… Ничего! Абсолютная терра инкогнита. Поэтому все оценки, реакции, интонации пришлось искать в себе, в своем внутреннем мире. Сейчас идет финальная стадия репетиций, но мы еще даже не примеряли костюмы на сцене. Неясно, сколько займет времени переодевание, как это повлияет на ритм спектакля. Возможно, придется подстраивать сцены, менять «переходы». Так что премьера ожидается с волнением не только зрителями, но и всей нашей труппой. Но я обожаю такие моменты, когда на последних репетициях появляется «свет», «звук», последние костюмы. И происходит чудо — рождается спектакль.
Ваша реакция, когда узнали, что будете играть Кончиту?
Первое ощущение: «Вау, неужели это мне?!» Потому что в этой роли правда есть что играть. Это большие честь и счастье — исполнять роль мирового репертуара, а не пьесы-однодневки. Я думаю, что эта пьеса станет классикой мировой драматургии. Но потом включается реальность: текст требует колоссальной работы. В каждой сцене — мгновенные эмоциональные перестройки. Здесь ты еще говоришь нежно, а через секунду — уже с болью, злостью или отчаянием. И все это должно быть живо, быстро, точно — без потери градуса. Это как ехать по горной дороге без тормозов: страшно, но очень захватывающе.
Что стало самым неожиданным в процессе работы?
Эмоциональный накал — честно, я не ожидала такой интенсивности. И еще язык. Он невероятно поэтичный. Кубинцы в пьесе будто живут в другом измерении: они страстные, горячие, как будто постоянно ощущают связь с землей, небом, солнцем. Дышат и напитываются ими. У нас не стояло задачи играть национальный колорит, но пьеса так написана, что дух этой земли ощущается и передается через текст, движения, ритм.
Для вас на каких темах прежде всего построен спектакль?
Любовь. В драматургии вообще не так много глобальных тем и сюжетов: любовь, ненависть, боль, власть. Но вот в этом спектакле ненависти нет. Есть обида, растерянность, отчаяние женщины, которую разлюбил муж, по-прежнему страстно ею любимый. Моя героиня Кончита не хочет мстить мужу, не злится на него. Она хочет понять, как вернуть его, что сделать, чтоб вновь стать желанной. Есть в пьесе одна реплика, она для меня как ключ: «Я могу попробовать любить тебя по-другому. И тебе стоит попробовать». Кончита не перестает любить ни на минуту на протяжении всего спектакля. А чтец, тот самый мужчина, который приходит на фабрику читать книги рабочим, — это не просто любовная интрижка. Он — мессия! Благодаря ему все вокруг меняются, высвобождаются чувства героев, начинается внутреннее движение и рост. Он — катализатор. Без него бы всё так и стояло на месте, в недосказанности.
Для вас, как для женщины, всё это близко?
Да, определенно. Я очень эмоциональный человек. Иногда близкие от этого страдают, но по-другому я не умею.
Насколько тяжело дался вам этот спектакль, если сравнивать с другими ролями?
Я всегда говорю, что каждая новая роль — как ребенок. Ее нужно выродить. И поэтому ты ее любишь как будто больше предыдущих, уделяешь ей больше внимания. Но легко не бывает. Всегда есть борьба, всегда что-то не дается. Так происходит с каждой ролью.
А бывало, что роль достается — и вы понимаете: она вам совершенно чужая?
О да. Это называется «роль на сопротивление». Но даже тогда ищешь в себе что-то, что тебя с героем объединяет. Без этого никак. Нужно обязательно оправдать своего персонажа. Без оправдания он не станет тебе близким. Даже если он по тексту злодей и мерзавец — для тебя он не будет подлецом.
И напоследок — в чем сила Кончиты?
В ее страстности. В умении чувствовать, не прятать себя. В правде. Я ее полностью оправдала.
Информационный обзор Редакции
Текст МАРИЯ РАЛЬ
Комментарии (0)