18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Почему растения нельзя эксплуатировать и причем тут гендерные стереотипы — рассказывает художница Анастасия Кизилова

6 лет назад художница Анастасия Кизилова закрыла свой бренд одежды, чтобы перенести фэшн-практики в мир современного искусства, а в результате пришла к вопросам биоэтики и невозможности эксплуатации растений в качестве украшений в модной индустрии. Анастасия рассказала «Собака.ru» о своем первом проекте «Униформа художника» , о том, как гендерные стереотипы влияют на отношения к комнатным растениям и что такое суккулентотерапия.

Фото: Константин Рассохин.

Фото: Константин Рассохин.

Как дизайнеру одежды войти в мир contemporary art

Мои родители — выпускники обеих петербургских художественных академий, поэтому я с детства умела хорошо рисовать, но творческим ребенком не была — хотела стать физиком и поступить в ИТМО. В 11 классе родители отдали меня в мастерскую живописи и рисунка, я долго сопротивлялась, но в итоге мне там очень понравилось, — я встретила классных людей и пошла учиться в «Муху» на факультет дизайна одежды. Проще стать современным художником, когда есть философское или математическое образование — в Академии Штиглица курс истории искусства закачивался в мое время на Малевиче. Почти 6 лет я занималась своим брендом Anastasya Kizilova — мои клиенты до сих пор мне пишут и просят вернуться в профессию. Опыт работы с людьми через одежду я затем использовала в своей практике художницы.


Мой первый проект «Униформа художника» — унисекс-рабочий халат для работников культуры. 

На втором курсе я начала интересоваться современным искусством — посещала вольнослушательницей школу фонда «ПРО АРТЕ», там же я впервые увидела art & science-проект художника Кена Ринальдо, который занимается роботами, — это было чем-то из разряда научной фантастики для меня — отсылало к советской традиции, фильму «Приключения Электроника». После окончания Академии, уже имея свое дело, я пошла учиться в «ПРО АРТЕ»: пришла туда художником, а вышла художницей — я стала ценить свою женскую идентичность авторки. Мне стало важно попасть в мир современного искусства с позиции женщины, — сейчас о теме феминизма говорят больше, а 6 лет назад это еще не вошло в массовую культуру.

Я решила резко разорвать с идентичностью дизайнера одежды в сторону идентичности современного художника: все мне говорили, что с темой фэшна сложно будет стать не маргиналом, а институционально успешным автором. Мой первый проект «Униформа художника» — унисекс-рабочий халат для работников культуры. В пространство, где проходила выставка нашего курса, я привезла швейную машинку и шила униформу для Ирины Кориной, Владимира Логутова и других известных художников, которые ее заказали.

Анастасия Кизилова. «Суккулентотерапия»

Анастасия Кизилова. «Суккулентотерапия»

Как научить разговаривать с растениями и прийти к вопросам био­этики

Исследовательский интерес к растениям появился, еще когда я хотела стать физиком, потом в Академии были обязательные зарисовки цветов и трав с натуры. Первый проект «Суккулентотерапия» появился одновременно с «Униформой художника». Я осталась в Москве почти на 4 года, и вокруг меня кружилось огромное количество людей, художники заказывали униформы — мне нужно было место для побега от коммуникации. Я убегала к растениям, которые привезла из петербургской мастерской: часть я высадила в текстиль. Как-то в Париже я увидела полностью озелененный фасад Музея на набережной Бранли и захотела сделать то же самое в одежде, например, «прорастить цветочки из плеч». Для этой цели взяла суккуленты — они могут расти без субстрата и долго жить без полива. В процессе создания костюмов с суккулентами я задумалась о биоэтике — этично ли их использовать для украшения дома или костюма: ведь когда выращиваешь растение, то вступаешь во ­взаимодействие, лечишь его, ухаживаешь. 

Анастасия Кизилова. «Суккулентотерапия»

Анастасия Кизилова. «Суккулентотерапия»

Я начала развивать проект в поле современного искусства — это естественно выросло из моей практики в студии: перейти от коммуникации с использованием слов к общению с другими видами. Я стала разговаривать со своими суккулентами — им важен свет и углекислый газ, чтобы активизировать процесс фотосинтеза, а когда беседуешь, то производишь больше углекислого газа. Чтобы растения совсем не отрезали меня от человеческого общества, нужно было найти баланс: так появилась ридинг-группа с участием зеленых питомцев. Люди надевали костюмы для суккулентотерапии и обсуждали тексты по искусству и современной философии, а растения подключались к ним через процесс фотосинтеза. Но биоэтика победила: я решила не выращивать суккуленты сложным способом в пяльцах, а пересадить в субстрат — они живы-здоровы до сих пор.


Чтобы растения совсем не отрезали меня от человеческого общества, нужно было найти баланс: так появилась ридинг-группа с участием зеленых питомцев. 

«Санаторий Оазис»

Пересадив растения в горшки, я задумалась, что многие выбрасывают свои драцены, спатифиллумы и другие виды, потому что они перестали быть красивыми. На уровне метафоры в этой практике появляются новые смыслы: растения в основном выращивают девочки (я не говорю про профессиональных садовников) — это женская социализация. Сейчас в этой сфере есть подвижки, но исторически складывалось именно так — как и с шитьем или вышиванием. Вопросы красоты связаны с гендерными стереотипами: в России от женщины ждут бесконечного «цветения», как и от растений. Но если их не поливать все время химией, то цвести все время они не смогут. К тому же комнатные питомцы могут быстро потерять красоту: один неправильный полив фикуса — и он уже «урод». Эти размышления подтолкнули меня к выставке «Санаторий Оазис».

Анастасия Кизилова. «Санаторий Оазис». Фото: Анастасия Вепрева

Анастасия Кизилова. «Санаторий Оазис». Фото: Анастасия Вепрева

Анастасия Кизилова. «Санаторий Оазис». Фото: Анастасия Вепрева

Анастасия Кизилова. «Санаторий Оазис». Фото: Анастасия Вепрева

Анастасия Кизилова. «Санаторий Оазис». Фото: Анастасия Вепрева

Анастасия Кизилова. «Санаторий Оазис». Фото: Анастасия Вепрева

В феврале наступает время начала пересадки растений — они чувствуют приход весны и необходимость перезапуска своего цикла. Вместе с художниками ДК Розы и друзьями-биологами мы собрали огромное количество растений и помогали им набраться сил перед цветением. Сама практика санаторного пребывания выводит их из регистра «больных» в регистр тех, кому нужна забота. Почти всех «отдыхающих» затем забрали по домам.

Дуг Эйткен, инсталляция «Сад». В прошлом году ее показали на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Гараж»

Дуг Эйткен, инсталляция «Сад». В прошлом году ее показали на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Гараж»

 

Как относиться к растениям и жить с ними

Перед пандемией я была в Хельсинки в музее «Киасма»: все выставки на 4 этажах были про растения. У меня амбивалентное отношение к такой популярности: расширение дискурса до уровня массовой культуры — это неплохо. Я не против дизайна, но не очень понимаю, когда формальная сторона выходит на первый план. Художники воспроизводят форму, не углубляясь в суть процессов — вопросы, которые поднимают философы и исследователи, остаются в стороне. Зачем такие проекты появляются на арт-ярмарках? Хотите растения — идите в магазин, а лучше спасите уже существующие. Я ни разу не покупала растения в магазине: покупка других видов вызывает у меня вопросы. Куда лучше взять себе тот же фикус у другого человека — очень многие раздают растения бесплатно. Для меня важна коммуникация: поговорить с человеком, у которого мы взяли растения, чтобы он рассказал, как о нем заботиться. С монстерой вроде проще — не такая ответственность, как с собакой или кошкой, но очень грустно, когда растения погибают.

Мастерская Анастасии Кизиловой из съемки «Собака.ru» 2012 года

Мастерская Анастасии Кизиловой из съемки «Собака.ru» 2012 года

Мастерская Анастасии Кизиловой из съемки «Собака.ru» 2012 года

Мастерская Анастасии Кизиловой из съемки «Собака.ru» 2012 года

Чтобы фэшн-бизнес приносил доход, кто-то должен получать маленькую зарплату — это одна из причин, почему я ушла из фэшн-индустрии. Я шила всю одежду самостоятельно и понимаю, как это тяжело, а чтобы расширяться, нужно было играть по современным правилам, когда доминация и подчинение — норма. Я вернусь в эту сферу, только если найду способ устанавливать новые экономические отношения. В контексте моды я мыслю растения так: из них делают ткани, их используют для окрашивания, причем эту работу выполняют люди с очень низкой оплатой труда. Если бы я вновь шила одежду, мне важно было бы знать, как производился хлопок, — не хочу, чтобы он был связан с чьей-то трагедией. Конечно, можно посадить цветочек в кармашек, выложить в инстаграм и так освоить экологическую повестку. Но к чему это приведет? Я так не смогла.


Проект «Время Москвы-реки»

Одновременно с Венецианской биеннале в 2019 году, в Милане проходила масштабная Биеннале дизайна и современного искусства под названием Broken Nature. Российский павильон представлял роскошный проект, в котором исследовались взаимоотношение москвичей с рекой с 1919 по 2119 годы: период с 2019-го по 2119-й был изображен в мокьюментарно-фантазийной манере. Предметы экспозиции и свидетельства разных этапов урбанизации Москвы-реки, а историю человека, реки и города показана через двухсотлетний таймлайн с тридцатью восемью событиями. Анастасия  Кизилова принимала участие в создании этого проекта, благодаря которому павильон взял один из трех призов биеннале.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: