Искусство, кажется, стало неотъемлемой частью бизнеса. Мы привыкли, что в барах и ресторанах выставляются современные художники, но и компании, для которых внедрение креатива на первый взгляд кажется чужеродным, используют его. Например, стоматология проводит открытие с приглашенной художницей и лозунгом «Медицина как искусство», а крупнейший агрохолдинг края выступает генеральным партнером ярмарки современного искусства. Мы поговорили с красноярским художником Виктором Капланом, может ли искусство интегрироваться в бизнес без потери своей идентичности и творческой составляющей.

Виктор Каплан
Живописец, график, окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова по специальности «станковая живопись».
Виктор пишет картины на заказ и занимается благотворительной деятельностью: помогает приюту для диких животных, взял шефство над крокодилами в парке «Роев ручей», пишет иконы для храма Двенадцати апостолов и служит там пономарем. Картины Виктора выставлены в Красноярском краеведческом музее, биологическом музее имени Тимирязева, а также представлены в частных коллекциях в России и за рубежом.
Есть мнение, что настоящее искусство не может быть создано по заказу, оно — творение души художника. Вы с этим согласны?
Не согласен, искусство всегда заказывалось богатыми людьми. Например, папа римский и Диего Веласкес, придворные художники королей, Сальвадор Дали, который придумал упаковку для чупа-чупса. Искусство и бизнес всегда стоят рядом.
Я считаю, маркетинг — это тоже искусство. Если раньше продавцы делали акцент на качестве продукта или услуги, то сейчас люди покупают эмоции. 90 % информации мы воспринимаем зрительно, поэтому в маркетинге придумывают красивые образы, которые будут вызывать эмоции и формировать желание обладать товаром или получить услугу.
Как вы думаете, почему люди покупают искусство, для чего?
Есть те, кто обладает прекрасным вкусом, коллекционеры, например, Третьяков. Я думаю, на большинство сегодняшних художников он бы никогда в жизни не посмотрел. Он покупал настоящее искусство.
Искусство не стоит на первом месте в пирамиде Маслоу, оно удовлетворяет эстетические потребности. Есть люди, которые закрыли базу (еда, жилье, безопасность, социальная значимость) и могут обратиться к творчеству и духовности, им это интересно. Кто-то покупает искусство, чтобы потом разбогатеть на его продаже. Разные причины бывают.
Почему бизнес стал повсеместно обращаться к искусству?
Так быстрее дойдет до клиента, потому что покупают через эмоции. Нельзя механически просчитать: «Вот это прочувствует зритель, а вот это — нет». На эту тему есть книга Эдварда Бернейса «Пропаганда». Основная мысль: если хочешь что-то продать, особенно в массовом количестве, то нужно строить стратегию продвижения через красоту, эстетику. Например, задача: массово продавать пианино. Для этого стоит обратиться к риелторам, чтобы они предлагали дома и квартиры с заранее подготовленной комнатой для пианино. То есть не само пианино продавать, а потребность в нем.
В Красноярске летом пройдет ярмарка-фестиваль SCAN FAIR. Организаторы ставят перед собой задачу — продвинуть арт-рынок Урала, Сибири и Дальнего Востока. Как вы понимаете, что такое арт-рынок и для кого он?
Я так понимаю, он рассчитан на массы. Не зря SCAN FAIR — это ярмарка. Думаю, организаторы хотят как можно больше людей вовлечь в искусство. Ведь мало кто знает о выставках, которые проходят в государственных учреждениях, о том, каких известных авторов привозят, а про локальных тем более не знают. Такие арт-ярмарки призваны образовывать людей, обращать внимание на прекрасное. Другое дело, что не всё на ярмарках искусство. Боюсь, как бы зритель не скушал сильные, хорошие работы вперемешку с посредственными.
Но ведь каждая работа может найти отклик среди зрителей.
Смотрите, Казимир Малевич, например… У него самые известные работы — абстракции, но это прекраснейший художник, который и в символизме состоялся. Знаменитый «Черный квадрат» он нарисовал в качестве провокации. Когда советская власть пришла, он его в красный угол поместил вместо иконы. Коммунисты сказали: «Правильно, он показывает, что верующий — это темнота». Тогда как верующие сказали: «Он молодец, отразил что сейчас вместо веры наступила темнота». Все приняли его на ура. Чтобы быть таким, художник должен дорасти до абстракции.
Может ли обыватель, человек, который пришел на выставку современного искусства или ярмарку, отличить настоящее искусство от подобия?
Чтобы отличать, нужно образовываться, повышать насмотренность. С другой стороны, человек может подойти к картине, и даже в том, что я или другие художники не считаем искусством, увидеть что-то для себя, вдохновиться, задуматься. Но скажу одно: около картин, написанных профессионалами, хочется стоять подолгу, наполняться, а мимо других — проходить быстрым шагом.
Может быть, арт-рынок рассматривать как место, где каждый для себя что-то найдет и по цене, и по смыслам?
Этому есть место. Но с другой стороны, на рынке и впаривать ненужное умеют, всякое там происходит.
Ярмарки и фестивали, например, SCAN FAIR, стремятся придать искусству социально-экономическое значение. Как вы считаете, что искусство меняет в человеке, в городе?
Человек, который думает, что ему нет дела до искусства, просто пока не понял, насколько оно ему необходимо. Искусство гуманизирует общество.
Я считаю, что каждый человек — художник. Нужно развивать в себе этот дар. Даже слесарь, работающий на станке, может красиво сделать деталь, не механически. Может и творчески подойти к процессу, например, доработать, придумать новое применение.
Когда в Лесосибирске из детского дома нас забирали в деревню, я общался с грубыми, работающими мужиками. Мне было очень интересно их расспрашивать о чем-то, но и сам я рассказывал про искусство и религию. Многие из них задумывались, хотя привычное для них — физический труд, от которого ладони не разгибаются. Люди там талантливые, душевные: пели песни, играли на инструментах. Каждый человек в той или иной степени творец.
В людях нужно это пробуждать, чтобы мир становился культурнее. Если мы будем забывать об этом, общество начнет грубеть, понимаете?
Без искусства общество злее.
Злее и грубее, и всё вокруг кажется плохим, генерирует плохое.
А когда бизнес интегрирует в свою ценностную парадигму искусство, что меняется?
Бизнес становится более прибыльным, потому что начинает быть интересным. Креативно продать или прорекламировать — сложная задача. Сразу приходит в голову кейс McDonald's. Они высадили в форме своего логотипа краснокнижные цветы, потому что рекламные баннеры в том месте вывешивать было запрещено. Это и есть творческий подход в бизнесе. Для продажи машин придумывают истории об успехе мужчин в карьере или счастливых семьях, которые едут в путешествия. Снимают рекламу и превращают железо в образы, которые хочется купить.
Я слышала такую мысль, что креатив и творчество — это разные вещи. Креатив решает определенные задачи, а творчество — это порыв души.
Творчество тоже решает задачи. Мы с вами обсуждали, например, гуманизацию общества. Возможно, художники не ставят перед собой эти цели, но искусство оказывает положительное влияние на людей. Многие из нас ведь даже не продают работы, этим занимаются наши близкие или профессионалы. У Ван Гога сестра продавала работы.
Кстати, я же свои творческие работы даже и не пытаюсь продать. Мне, честно говоря, вообще всё равно. Мы договорились с Биологическим музеем имени Тимирязева, что я передаю картины ему безвозмездно. Сейчас подписываем бумаги, что они являются культурным наследием.
Получается, идеальная конфигурация — художник + продавец?
Да, в этом и есть сотрудничество, бизнес. Знаете, иногда восхищаюсь, как делают рекламу. Я говорю: «Да это искусство!». Профессионалы, которые занимаются маркетингом, пиаром и помогают продать искусство, очень нужны. Я считаю, что маркетинг рулит, чтобы бизнес был продаваемым, он обязан включать творчество в свою структуру.
Вы будете участвовать в ярмарке SCAN FAIR?
Не планировал. Мои работы хранятся в краеведческом музее, люди могут прийти туда и посмотреть.
Вдруг кто-то бы купил?
Мне неинтересно, купят или нет. Свои картины я не пишу для продажи.
Комментарии (0)