18+
  • Город
  • Город
Город

How To: Как сделать город столицей Олимпиады

Георгий Полтавченко в минувшее воскресенье, держа в руках факел «Сочи-2014», объявил о том, что Петербург будет претендовать на право проведения летней Олимпиады 2024 года. «Собака.ru» узнала, что для этого придется сделать городским властям и какую опасность несут городу олимпийские соревнования.

Заявите о желании

Заявка о проведении Олимпиады сейчас подается за 9 лет до игр, но о том, что город будет претендовать на их проведение, обычно объявляют куда заранее. Например, практически сразу после окончания Олимпиады-80 власти Ленинграда решили бороться за то, чтобы принять у себя игры 1996 года, но их тогда опередила Атланта. Второй раз попытаться решил Анатолий Собчак в 1994 году, на волне успеха Игр доброй воли, чтобы стать столицей Олимпиады 2004 года. Но инициатива не прошла на первом же этапе: МОК аргументировал отказ тем, что в городе – разгул криминала и нет денег. А как старались: главный архитектор уже придумал проекты нескольких спортивных объектов (ради части из них даже вырубили деревья в некоторых скверах), а власти заявили о строительстве скоростной магистрали, которая соединила бы все стадионы и спорткомплексы – теперь она платная, называется Западный скоростной диаметр и предназначена для куда более прозаичных целей.

Андрей Кибитов, пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга:

Я мало что могу добавить к уже сказанному и написанному на официальном портале губернатора Санкт-Петербурга. Заявку пока еще рано подавать. В настоящий момент принято только политическое решение. А подробности будут позже»

Найдите поддержку у горожан

В 1996 году власти создали специальный раздел в газете «Невское время» и постоянно рассказывали об Олимпиаде по телевизору. Но все тщетно: деньги и безопасность на улицах волновали петербуржцев куда больше, нежели мечты о празднике спорта и мира. В 2007 году победе заявки Сочи радовались многие: и простые горожане, и Владимир Путин, и Юрий Сапрыкин, написавший тогда проникновенную колонку о том, что вот, мол, теперь заживем, обновимся. Примерно такие же чаяния нынче у создателя «ВКонтакте» Павла Дурова, в комментариях паблика «быстрого Slon’а» однозначно поддержавшего инициативу. Все ради обновления! Правда, есть вероятность, что Дуров – как и Сапрыкин – впоследствии разочаруется, но это, как говорится, будет уже совсем другая история.

Павел Дуров, основатель «ВКонтакте»:

Полностью поддерживаю губернатора Полтавченко в этом вопросе: летняя Олимпиада должна быть проведена в Петербурге. А вот логика журналиста сомнительна – связь между проектом небоскреба и проведением Олимпиады совершенно не очевидна… Город нуждается в обновлении инфраструктуры, и Олимпиада позволит привлечь федеральные ресурсы в этих целях.

Не отрицая удобство подхода «все козлы – ничего не поменять», замечу, что из двух вариантов – «проводить Олимпиаду в Петербурге» и «не проводить Олимпиаду в Петербурге» – я однозначно выбираю первый, так как он повысит статус города на международном туристическом рынке и привлечет много частного капитала. Если в случае с Сочи на это только можно надеяться, то в случае с Петербургом это совершенно безальтернативный сценарий – город и так привлекателен, нужен лишь толчок. Похожим образом – благодаря проведению олимпийских игр – в начале 90х переродилась Барселона»

Действительно, столица Каталонии в итоге смогла «раскрутить» туристический бренд, там была значительно улучшена транспортная система, а пляжи стали пригодными для купания. К тому же, игры в Барселоне поддерживали и представители власти, – в том числе и сам король Хуан Карлос II – и деятели культуры – в том числе и Монсеррат Кабалье. При этом близость Олимпиады взвинтила цены на жилье на 131%. Они впоследствии упали в полтора раза, но на доолимпийский уровень не вернулись.

 

Подайте заявку

Выдвижением города никогда не занимаются власти. Это – прерогатива местного олимпийского комитета. Российский олимпийский комитет, к примеру, пока официально не заявил о поддержке кандидатуры Петербурга. Поэтому пока можно говорить исключительно о «политическом решении», которое обрадовало местных чиновников и, к примеру, главу «Газпрома» Алексея Миллера.

Одной заявки, естественно, будет мало. Вместе с ней составляется так называемая «заявочная книга», в которой описываются не только детали того, как город будет проводить Олимпиаду, но и все сопутствующие ей вещи: от символов для значков до новых линий метро. Значки с символикой «Петербург – 2004» и сейчас можно найти на OZON’е и eBay за полторы тысячи рублей.


Сперва члены выборной комиссии МОК будут изучать все новости, связанные с вашим городом. Когда в 1995 году Петербург подавал заявку на проведение Олимпиады, чиновники олимпийского комитета несколько месяцев читали газеты и сообщения информагентств о происходившем на Неве. Ездить самостоятельно в город, подавший заявку, чиновникам МОК запрещается – мало ли, как их там встретят. Только по распоряжению комитета и в составе специальной комиссии, которая будет иметь право несколько раз приехать и все проверить на месте.

Маркус Аппенцеллер, урбанист, преподаватель ИТМО:

Для любого крупного спортивного события требуются большие вложения. А потом нужно придумать, что делать с объектами, которые остались после олимпийских игр. Вы же строите большие стадионы – и не всегда они могут вам пригодиться в дальнейшем. Значит, надо заранее решить, как вы их можете переделать. Есть различные варианты. Например, создавать здания, которые можно будет впоследствии разобрать и перенести в другое место. Я работал над проектом регенерации олимпийского парка после игр в Лондоне. Там мы решили довольно просто: сделали из него место отдыха для жителей соседних районов.

С другой стороны, если вы готовитесь принять большое спортивное событие, то вы вынуждены инвестировать в инфраструктуру, в транспортную систему – и это довольно неплохой «подарок» [близлежащим районам]. Посмотрите на то, как Олимпиада помогла развитию транспортной системы в Лондоне, в Барселоне, в Мюнхене.

Историческому центру соревнования вряд ли навредят. Во-первых, там негде строить спортивные объекты. Во-вторых, игры не предполагают строительства крупных зданий, которые способны нарушить городскую панораму, как это могло быть со зданием «Газпрома» на Охте. Что же касается размещения олимпийских объектов, то здесь есть два варианта. Первый – строительство сети за пределами города, даже в области. Второй – и после 2012 года он стал более популярным – строительство всех зданий в одном месте. Надо понимать, что большое количество гостей и спортсменов из разных стран требует соответствующих мер безопасности – и это тоже немалые вложения. Собрав все объекты в одном месте, мы можем минимизировать расходы.

Кроме того, Олимпиада может дать неплохой толчок реновации промышленных зон в черте города. Например, старые судоверфи можно приспособить под спортивные объекты. К тому же, у вас город находится на воде: почему бы вам не подумать о том, как разместить плавучие спортивные объекты?

Безусловно, тот факт, что в 2018 в Петербурге пройдет Чемпионат мира по футболу, уже играет на руку устроителям Олимпиады: какие-то подвижки в развитии транспортной системы уже будут иметь место. Но надо понимать, что Олимпийские игры – событие совсем иного уровня. Это не просто несколько единичных матчей на одном стадионе. Это тысячи людей, которые приедут на десятки самых разных соревнований. И, естественно, там нужны совсем иные решения».

После Олимпиады в Лондоне под нужды местных жителей был приспособлен не только Олимпийский парк. Например, находившийся рядом с ним центр Стрэтфорд Сити был переоборудован под офисы, а громадный стадион на 80000 человек был частично демонтирован

Обратный пример – Летняя Олимпиада в Монреале: часть спортивных объектов не была окончательно достроена, несколько впоследствии обрушилось. И, самое главное, ни Олимпийскую деревню, ни главный стадион местные власти не смогли приспособить подо что-либо вменяемое: первый используется как выставочный центр, вторая вовсе пустует.


Ждите

Не торопитесь. И надейтесь на лучшее. Как правило, фаворит определяется практически сразу. Отбор проходит в три этапа, на каждом из которых отсеивается по одному городу. Например, в том, что именно Токио будет столицей Олимпиады 2020 года, никто не сомневался уже после первого отборочного тура. А жители Рио-де-Жанейро вышли праздновать победу еще до того, как глава МОК вытащил карточку с заветным названием. Да и в победе Сочи сомневались немногие – раз для финала в Гватемале представлять страну приехал президент Путин.

Борис Немцов, лидер РПР-ПАРНАС, депутат Ярославской областной думы, бывший кандидат в мэры города Сочи:

Понимаете, это какой-то театр абсурда. Называется он «Уничтожение России». Олимпийские игры обойдутся государству – а что бы там ни говорили про частных инвесторов, 96% денег все равно идут от государства – очень дорого. Это будет мощный удар по стране. Это непостроенные дороги, больницы и школы.

Нынешний бюджет, принятый несколько дней назад, уже предполагает сокращение расходов на 140 миллиардов рублей. И одна из серьезных причин этого – траты на сочинскую «распилиаду». Следующий этап – Чемпионат мира 2018 года. Его стоимость – три триллиона рублей. И это уже – гарантированное банкротство социальной системы, резкое повышение пенсионного возраста. И теперь вот эта дебильная инициатива Полтавченко. На марше в защиту политзаключенных был по этому поводу хороший слоган: «Они нам коррупцию, мы им – революцию».

Посмотрите, в каком невероятном кризисе оказалась восьмимиллионная Греция, член Евросоюза, которую спасли только многомиллиардные вливания денег извне! Так вот, банкротство ее началось именно с игр в Афинах в 2004 году. Сколько будет стоить Олимпиада, оценить довольно просто. Зимняя Олимпиада в Ванкувере стоила 6 миллиардов долларов, сочинская – 50 миллиардов. Средняя цена игр до этого была примерно 2 – 2,5 миллиарда.

Теперь возьмем летние игры: Пекин обошелся в 43 миллиарда, Лондон – в 30. Думаю, надо смело умножать китайские цифры на три. В итоге получается 4,5 триллионов рублей. Это 10 годовых бюджетов Санкт-Петербурга, 3 московских, 45 нижегородских и 80 ярославских. Это грабеж! Бюджет на образование и науку у нас – 750 миллиардов рублей в год. Так вот, чтобы провести петербургскую олимпиаду, нужно семь лет не вкладывать в эти области ни копейки».

Текст: Николай Овчинников

Рубрика:
How to

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: