18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Дмитрий Буныгин о фильме «Восьмёрка»

Накануне российской премьеры наш кинообозреватель посмотрел экранизацию романа Захара Прилепина и теперь делится впечатлениями о дебюте Алексея Учителя в жанре боевика.

   
 
Дмитрий Буныгин
Учитель дебютировал в жанре боевика мягко, с изяществом кошки, но веско, с настойчивостью пантеры
   

 

 

Просторечное название трехдверной легковушки не очень-то шло и куцей повести Захара Прилепина — там грязно-белая «Лада» с выключенной на зиму печкой, будучи частью пейзажа, ненавязчиво с ним же сливалась. Снятая по мотивам «Восьмерки» картина получила такой заголовок, скорее, по инерции. Седьмой игровой фильм Алексея Учителя мне всю дорогу не терпелось окрестить «Пробежкой», по аналогии с «Прогулкой», последней бесспорной работой этого петербургского режиссера-амбидекстра, который одинаково ловко владеет приемами и документального, и художественного кино. Или обозвать «Смертельной гонкой 2000 года», раз уж постер «Восьмерки» с курьезной точностью воспроизводит и без того вторичный рекламный плакат автотриллера «DriveAngry» с Николасом Кейджем (в нашем прокате – «Сумасшедшая езда»), а действие обрывается 1 января наступившего тысячелетия. Так или иначе, заголовку не хватило скорости: Учитель, мифограф Бунина и медиум Романа Виктюка, дебютировал в жанре боевика мягко, с изяществом кошки, но веско, с настойчивостью пантеры.

Лык (Александр Новин), Грех (Артем Быстров), Шорох (Павел Ворожцов) и прилепинский альтер-эго Гера (резидент Омского драматического театра Алексей Манцыгин) хоть и служат в ОМОНе, страсть как любят махать кулаками во внерабочее время. Тихие, неприметные пареньки и рады бы мирно сосуществовать, однако ни украсить дворовую ель, ни забыться в компании праздничных салатов, ни просто выйти-подышать воздухом им не обломится за все полтора часа чуть ли не самой быстротечной ленты Учителя — даром что последние несколько минут в ней отданы концертному клипу омско-московской формации «25/17» («Пока не выключат свет» — чахоточный рэп с прилипалой-припевом, щадящая версия гоп-группы «Градусы»). Грех злится из-за прилетевшего под бок «пера», Шорох лечит проломленный бандитской подстилкой череп, козлевичу Лыку злые братки писают на капот форсажной «антилопы», споро несущей четверку «антимушкетеров» от одного пункта предвкушаемой массовой драки к другому. Вожак Гера, в свободные от насильственного падения под поезд дни, спит с невестой чуткого и всё понимающего криминального царька Буца (Артур Смольянинов).

Универсальная формула экранного экшна «kisskissbangbang», пущенная в обиход американским классиком эмоциональной кинокритики Полин Кейл, в трактовке российских кинематографистов выглядит сплошным «bang». Мальчики дерутся, и было бы бестактно спрашивать, по какому особому поводу, когда (в середине или конце 90-х) и где (в Нижнем Новгороде или близ станции метро «Кировский Завод»). Что до общественно-политических сносок Учителя, то они зловещи сами по себе и, как и всполохи лав-стори, возникают в отрыве от основного действия. «Я ухожу в отставку. Россия должна вступить в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми умными, сильными, энергичными людьми», — исторический новогодний некролог Бориса Николаевича грозной пылью оседает в опустевшей квартире. «Базара нет», — орут из соседнего кадра раздухарившиеся клубные певички. «Шла первая половина 2000 года» — просится сюда финальный титр «Груза 200».

Камера, видно, не любит Захара (писателю не удалось сладить с собственным персонажем-таксистом: в кадре Прилепин, как в проруби — тонет, булькая строчками). Один из лучших советских сценаристов Александр Миндадзе тоже не из теплых чувств мордует литературный первоисточник серией запрещенных драматургических подножек, когда-то составлявших гордость позднееперестроечных мафиозных опусов вроде «Воров в законе» Кары и «Каталы» Бодрова-старшего. Сорвавшаяся попытка автора «Охоты на лис» и «Пьесы для пассажира» освежить хронику битв за респект наиболее ценной здесь сюжетной линией, посвященной двусмысленным отношениям Геры и Буца, больше говорит о специфике технического процесса: на стадии сборки «Восьмерки» монтажный пульт уступил свое место хорошо темперированой мясорубке.

 

Рубрика:
Что смотреть дома
Люди:
Алексей Учитель, Захар Прилепин

Комментарии (27)

  • Гость 4 июня, 2014
    http://_._/ Клиентсkиe базы тел +79IЗЗ9IЗ8З7 Kлиентckиe базы тел +79IЗЗ9IЗ8З7 http://_._/
  • Гость 27 мая, 2014
    Здрaвствуйтe! Bac интеpесyют клиeнтские бaзы данныx? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • Гость 5 мая, 2014
    Стоит заметить, такое свойственно женщинам, тем более артисткам, когда, начинают с фомы, а на самом деле - кончают ерёмой. Я то, я сё, я пятое-десятое. В результате мы имеем вот такие вот рецензии, все сплошь подписанные - почему-то! - мужчинами.
  • Гость 5 мая, 2014
    Казалось бы, рецензия подписана мужчиной... Но вот незадача - подобный тон в большей степени характерен для женщин, особенно творческих профессий, которые, начав свой рассказ вроде бы о другом человеке, в конце концов выходят на одну единственно излюбленную тему, то есть предпочитают рассказывать все-таки о самих себе и вовсе ни о ком ином. "Я не лишь красавица, я вдобавок умна и талантлива, много чего читала и сейчас вам об все расскажу, так и быть" - вот такой по слогу кажется эта рецензия, подписанная, как это может обнаружить каждый, мужским именем...
  • Гость 5 мая, 2014
    Такое простительно женщинам - заговорить о чем-то и тут же сменить тему, нахваливая себя на все лады и постепенно удаляясь от выбранной темы... Тем не менее, указанная рецензия содержит в своем конце мужскую подпись...
  • Гость 5 мая, 2014
    Бывает, что человек пытается расхваливать себя на все лады, приговаривая, будто невзначай, мол, посмотрите на меня, вот я какой: и так могу, и этак, а еще на машинке вышивать умею. Правда, в данном конкретном случае рецензия вроде бы не предполагает личной исповеди, в результате чего автор обошел это препятствие, не найдя причин вновь не напомнить о своих многочисленных "талантах".
  • Гость 5 мая, 2014
    Вообще подобное характерно для женщин, особенно артисток, когда, вроде бы рассказывают о ком-то, а на самом деле - только о себе. Смотрите, какая я умная, талантливая, много знающая, а еще крестиком вышивать умею и шляпка у меня с вуалью. Такая вот получилась рецензия, подписанная, вроде бы, мужчиной...
  • Гость 5 мая, 2014
    вот вы все умничаете, а толку-то? псевдоэлита, одно слово
  • Гость 5 мая, 2014
    умников развелось как собак
  • Гость 4 мая, 2014
    попытка сумничать не засчитана. срамота пседоинтеллектуальная.
  • Гость 4 мая, 2014
    бусорь, вестимо
  • Гость 4 мая, 2014
    алянчик, однако
  • Гость 2 мая, 2014
    ололо
  • Гость 2 мая, 2014
    трололо
  • Гость 1 мая, 2014
    Вашу бы культуру да на благое дело!
  • Гость 1 мая, 2014
    И стоило писать рецензию о фильме, который считаешь "некультурной культурой"?
  • Гость 1 мая, 2014
    "монтажный пульт уступил свое место хорошо темперированой мясорубке" дальше не читал
  • Гость 1 мая, 2014
    Негоже для такой редакции такую "культуру" транслировать. Некультурная эта культура, учтите .
  • Гость 1 мая, 2014
    Да, думаю, редакции стоит подумать как следует.
  • Гость 1 мая, 2014
    Как это, редакция, странно выглядит. Вы бы приняли меры, что ли.
  • Гость 1 мая, 2014
    Точно, ишь как запели, либералы!
  • Гость 1 мая, 2014
    А вы бы прислушались, редакция. Опсевдокультурились что-то.
  • Гость 30 апр., 2014
    1. "Вялый", "анемичный". 2. Читатель, родненькая, не плюйтесь - это ой как некультурно.
  • Гость 30 апр., 2014
    1. Автор, любезный, поясните, пожалуйста, смысл определения "чахоточный". 2. Ярлыки неграмотные, к слову, вешать для такого издания, как Собака, ой, как не комильфо. Тьфу прям, не ожидала.
  • Гость 26 апр., 2014
    щадящая версия гоп-группы «Градусы» дальше не читал
  • Ryaposha 25 апр., 2014
    Надеюсь, что люди пойдут на этот фильм. Главное чтобы не получилось как с Большой восьмёркой. Готовились чё-то, старались, а никто не подтянулся.
  • Ryaposha 25 апр., 2014
    Надеюсь, что люди пойдут на этот фильм. Главное чтобы не получилось как с Большой восьмёркой. Готовились чё-то, старались, а никто не подтянулся.

Купить журнал:

Выберите проект: