Детский таймменеджмент: как научить ребенка планированию и познакомиться с его интересами

Взаимоотношения с детьми – всегда актуальная тема. Новые вызовы нам бросает режим самоизоляции, когда семьи проводят вместе большую часть времени. Как организовать дистанционное обучение дома, помочь стать ребенку дисциплинированным и самостоятельным? 


Елена Зоткина

действительный член Арт-терапевтической ассоциации Национального реестра, магистр психологии, клинический психолог

Режим дистанционного обучения, видимо, будет еще долго. Как родителям правильно выстроить этот процесс?

Если говорить о планировании дня для всех членов семьи, то необходимо учитывать ритм повседневных дел каждого. В то же время нужно ориентироваться на их возможность быть более пластичными, готовыми менять что-то в содержании и последовательности дел, подстраиваясь друг под друга. Если говорить о детях – дошкольниках, младших школьников – то хорошо, если основную массу заданий ребенок будет выполнять до обеденного времени и не оставлять на вечер. Учеба, оставленная на вечер – это перегрузка, повышенная конфликтность, плаксивость и невозможность других членов семьи отдохнуть.

Вечернее время лучше отвести на совместные дела, пребывание в одном пространстве, когда от ребенка ничего не хотят и не требуют. Это помогает детям чувствовать себя спокойно и комфортно рядом с родителями, которые в процессе дистанционного обучения в дневное время невольно берут на себя роль педагога и требуют от ребенка выполнения заданий и инструкций из школы. Так жизнь семьи не превратится в вечный бой за выполнение школьных заданий. Вечером не надо ждать от детей, что они будут послушными и тихими. Можно выбрать активные двигательные игры, позволяющие ребенку сбросить накопившееся напряжение, восстановить эмоциональное равновесие.

Особую возможность для совместного времяпрепровождения дают многими забытые настольные игры. Они позволяют и играть, и общаться, и узнавать друг друга, и развиваться дальше вашим отношениям. У каждого члена семьи всегда должно быть время для себя, когда можно позаниматься любимым делом, и время, которое можно провести вместе. У каждого ребенка должен быть круг посильных дел, которые он совершает для помощи другим членам семьи. Это – его вклад в общее дело, который важен для его эмоционально-волевого и морально-нравственного развития, помогает чувствовать себя более спокойно и защищенно, что особо важно в условиях карантина, очерчивает для него круг дел, которые от него зависят. То, что ребенок сделал сам, он будет ценить и беречь больше, чем идеально сделанное чужими руками. Это поможет чувствовать себя частью семьи, а она является для него первым фактором жизнестойкости в ситуации карантина.

В зависимости от задач каждого члена семьи, целесообразно вместе с детьми обсуждать планы на следующий день. Так для ребенка каждый день станет осознанным и осмысленным.

Сидение перед монитором длительное время очень сильно перегружает все зоны головного мозга, приводя ребенка к быстрому переутомлению и плаксивости, раздражительности. По этой причине родителям детей начальной школы необходимо чередовать просмотр обучающих видео с выполнением работ в тетради, предотвращая эти перегрузки и продлевая время эффективной учебной деятельности. Нужно делать перерывы для активного движения и отдыха, чтобы помочь ребенку сбросить лишнее напряжение. Глаза без специальных упражнений не отдыхают, даже если ребенок перешел в игровой режим активности. По этой причине важно освоить несколько таких упражнений, которые возвращают работоспособность зрительному анализатору и помогают профилактировать нарушения зрения.

Как научить детей пробовать самостоятельно распределять время на учебу и отдых?

Для того, чтобы научить ребенка планировать свое время, необходимо учитывать его возраст. В любом случае взрослый, помогающий ему в этом, должен удерживать внешние временные (режим выполнения заданий) и пространственные (рабочее место и отдельное место для игр) границы. Именно взрослый обеспечивает встречу ребенка с последствиями собственных действий. Когда мы говорим о развитии внутреннего планирования, очень важно обеспечить ребенку активный внутренний выбор. Мы можем спросить у него, что он будет делать первым из предметов по дистанционному обучению? То есть мы задаем внешние границы как данность, это нужно делать, но ребенок имеет возможность выбирать. Когда ребенок выбирает, у него лучше формируется направленность на задачу и способность к волевому усилию, потому что этот выбор сделал он сам.

Тогда появляется возможность мобилизоваться, может быть , когда и не очень-то и хотелось делать.  Иногда дети, удивляя родителей, в перерыв начинают делать часть заданий сами, говоря «хватит у меня над душой стоять». Это выходы в самостоятельность, их надо поощрять, даже если они не идеальны в плане результата.  И даже если выбор ребенка не устраивает родителей, но он его сделал, это тоже хорошо. Главная задача родителя состоит в том, чтобы обеспечить ребенку проживание последствия действий. В любом случае границы должны быть. Отталкиваясь от них, видя их, ребенок может выбирать и в последствии сам их видеть, удерживать и формировать их для себя, осознавать последствия своих действий.

Как мотивировать ребенка?

Для мотивации и самодисциплины важны последствия в деятельности. Когда ребенок старается или не старается, всегда есть только два последствия. Либо он попадает через родителя в поощрение чем-либо, либо в лишение чего-либо. Например, приятным последствием становится выбор ребенком мультика, который он хочет посмотреть после выполнения задания: сделал дело – посмотрел мультик. Либо мы, искренне расстраиваясь вместе с ребенком, понимая его чувства, говорим, что после отдыха ему придется выполнять задание до конца, так как его нужно отправить. Только после этого можно будет посмотреть мультик, а родитель с удовольствием подождет и присоединится.

Как познакомиться с интересами ребенка, не вторгаясь в его личное пространство и не столкнувшись с негативной реакцией?

Для этого момента можно воспользоваться метафорой похода в гости. Существует что-то, начиная с пространственных характеристик и личных вещей, принадлежащее только ребенку. И к этому пространству важно относиться уважительно: не хватать и переставлять личные вещи ребенка без спроса; не уверять, что вы лучше знаете, как они должны лежать и где. Никто не запрещает родителям делиться своим опытом, но готовность перенять этот опыт зависит от самого ребенка.

Не надо навязывать свои требования и правила, но необходимо удерживать разумные требования: должно быть чисто, но как ты положишь свои вещи – решаешь сам, как тебе удобно. И это уважение к пространству другого – первый принцип, которому должны следовать родители, если они хотят встретиться с внутренним миром ребенка и не быть изгнанными.

Не менее важно умение наблюдать: быть рядом, соприсутствовать, эмоционально поддерживать, иногда просто молчать – прийти и тихо посидеть ничего не требуя от ребенка в этот момент.

Для большинства родителей это самое сложное. Каждый раз видя своих детей, они начинают им рассказывать, чем они плохи, реже – чем хороши. Ничего не хотеть от ребенка, а просто быть с ним рядом какое-то время – это возможность в развитии отношений, к которой нужно стремиться и которой можно учиться, в чем-то в этот момент ограничивая и себя.

Если говорить о маленьких детях, то родителю можно рекомендовать копировать действия ребенка и постепенно попадать в схожее эмоциональное состояние или рисовать рядом с ним что-то свое. Так мы поможем себе телесно почувствовать и понять своего ребенка. И это будет всего лишь возможность иной встречи со своим ребенком, которой можно учиться, осваивая искусство обеспечения условий для этого.

,
Комментарии

Наши проекты