• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Прогулка по саду: Сергей Баландин о выставке «Сад утопий» и вернисаже во время коронавируса

Фото: Максим Бубнов.

Фото: Максим Бубнов.

Галерея «Виктория» открыла выставку в условиях пандемии COVID-19. Она посвящена утопии как творческому методу и образу мышления, в ней современные архитектурные и художественные проекты соседствуют с супрематической посудой Казимира Малевича и фантазиями из книги Уильяма Хита Робинсона. Куратор Сергей Баландин рассказал, как собиралась экспозиция и прошел вернисаж «Сада утопий» в условиях социальной дистанции.

Почему выбрана именно эта тема для новой выставки?

Тема не оригинальная, по всему миру множество проектов исследуют утопии прошлого и современные, у нас в России вспоминают Советский Союз, у них – исследуют новые социальные связи, различные метакапиталистические проекты. Мы сфокусировали наше внимание на творчестве как утопии, на завораживающей нереалистичности искусства.

Ирина Корина. Топ-модель. 2006

Ирина Корина. Топ-модель. 2006

Александр Филимонов «Когда и при каких обстоятельствах я в первый раз увидел искусство». 2017

Александр Филимонов «Когда и при каких обстоятельствах я в первый раз увидел искусство». 2017

По каким принципам шел отбор работ?

Мы собрали на выставке принципиально разные вещи: книжные иллюстрации англичанина Хита Робинсона, скульптуру Ириной Кориной, посуду Малевича, чертежи Георгия Крутикова , фотографии Сапожникова, видео француза Абсалона, теоретические тексты Клода-Николя Леду, гравюры итальянца Пиранези и многое другое.

Их всех объединяет обращение к теме жилой среды человека, каждый из художников позволяет себе смелые манипуляции с ней. Но экспозция получилась не «лобовой», это не просто учебник истории утопических проектов. Большую роль в выставке играют реплики художественных проектов прошлого, созданные самарскими студентами и школьниками. Нас интересовало, как идеи мечтательности и несбыточности живут сегодня, что они значат для современных людей. Поэтому экспозицию мы назвали поэтическим словом «сад», в котором могут сосуществовать совершенно разные вещи: от футуристических проектов и ретроутопии до постмодернистской иронии.

 


Парадокс, но мы пришли к выводу, что «самоизоляция» - это утопия, происходящая у нас на глазах.
Джованни Батиста Пиранези. Руины криптопортика на Вилле Домициана. 1766.

Джованни Батиста Пиранези. Руины криптопортика на Вилле Домициана. 1766.

Сергей Сапрыкин. Визуализации по мотивам рисунков Г.Крутикова

Сергей Сапрыкин. Визуализации по мотивам рисунков Г.Крутикова

Как ситуация с коронавирусом сказалась на выставке?

Печально, что выставка открылась накануне запрета на массовые мероприятия. Парадокс, но мы пришли к выводу, что «самоизоляция» – это утопия, происходящая у нас на глазах. Мы должны по-другому жить, по-другому общаться, избегая личных телесных контактов. Надеемся, что эта «утопия» скоро закончится, но мы ее вряд ли скоро забудем.

Многие предметы на выставке имеют исторический контекст или являются многокомпонентными проектами, она нуждается в медленном «смотрении», включающем листание книг, чтение текстов, просмотре видеоинтервью и даже прислушивании к журчанию воды. Но мы надеемся, что пребывание в этом «саду» будет не бесплодным. Онлайн всего этого, конечно, не испытаешь и не передумаешь.

Чем вы особенно гордитесь на этой выставке?

Многие вещи, которые представлены в «Саду утопий» доставались с большим трудом. Например, когда перед нами встала задача сделать со школьниками реплику скульптуры французского художника Константина Бранкузи, «Бесконечная колонна», символ мирового древа, соединяющего землю и небо, самым трудным оказалось найти в Самаре дубовый брус. Интернет предлагал везти дуб из Сибири, в самарских магазинах был очень широкой выбор сосны и никакого дуба. И мы гордимся тем, что достали дубовые бревна из настоящей рощи. В 2010 году там от пожара пострадали деревья, многие упали, и хозяева территории разрешили нам вывезти несколько бревен для работы.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: