• Экология
  • Экология
Экология

Наш экологический след: экологи Николай Гладышев и Галина Быкова призывают задуматься о сбережении природы

Николай Гладышев

Николай Гладышев

Галина Быкова

Галина Быкова

Все во Вселенной должно находиться в гармонии. Но сейчас трудно кого-либо удивить тем, что экологическая ситуация во многих странах, в том числе и в России, поставила людей на грань выживания. О том, какой след мы оставим после себя и можно ли еще исправить положение дел, мы поговорили с д.т. н., профессором кафедры химической технологии и промышленной экологии СамГТУ Николаем Гладышевым и директором ООО «Альписко-Жигулевский деловой центр международного сотрудничества» Галиной Быковой.

Текст: Александра Черных.

Фото: архивы героев. 

Что такое экологический след?

Николай Гладышев: Так называют расчетную величину, которая показывает влияние на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны и населения всей планеты. Каким будет это влияние – зависит только от нас и наших действий. Отрадно, что все большее число людей приходит к пониманию этого. Ведь экология подобна медицине – она и лечит, но и делает больно.

Галина Быкова: Ситуация с пандемией подтвердила это как нельзя лучше. В период объявления самоизоляции окружающий нас мир просто ожил: воздух стал чище без выбросов автотранспорта, деревья и парки сменили привычно чахлый вид на роскошные зеленые тона. Хватило полгода, чтобы человек увидел, какое техногенные воздействие на окружающий нас мир он сам и оказывает. Может быть, Вселенная предупреждает нас: пора оглядеться, подумать и снизить свои потребности в благах.

Николай Гладышев: Полностью согласен. Печальная и неприятная правда такова: все в природе, кроме человека, «аплодирует» появлению вируса. В некоторых районах мира спутники определили уменьшение загрязнения воздуха мелкодисперсными частицами на 20-30% от типичных уровней. На свои исконные места обитания, где поубавились людские потоки, начали возвращаться дикие животные. Приговором звучат словами канадского поэта Блисса Кармена, жившего в начале прошлого века: «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека». В защиту человечества можно сказать, что само понятие прекрасного без человека исчезает.

Что можно предпринять в первую очередь, чтобы хоть как-то сгладить ситуацию?

Николай Гладышев: Сегодня главная тенденция в мире по сохранению окружающей среды – замена линейной экономики круговой (циркулярной) в сочетании с переходом на возобновляемые источники энергии. Кстати, ярым сторонником осознанного потребления является его Высочество британский принц Чарльз. Он призывает сограждан перейти от алгоритма «купил - сломалось - выбросил - купил новое» к «купил - сломалось - отремонтировал или нашел новое применение». Принц не прочь латать старые рубашки и брюки, носить ботинки, купленные 50 лет назад. Это роднит его с эстетикой скандинавского стиля минимализма – антипода безудержного потребления. Выбор действительно прост: отправить вещь на свалку или использовать вторично, то есть создать обратный поток. К сожалению, пока этот обратный поток выглядит как узкая тропинка в болотистой местности. Для вторичного использования надо замкнуть цикл созданием индустрии рециклинга. Нам не нравится рост тарифов на вывоз мусора, но это как раз плата за замыкание ресурсных циклов.

Галина Быкова: Нам кажется, что земли у нас много, Россия большая (40% территории земного шара), и нам на всех хватит чистой земли. Но это – самообман. Технологий по переработке отходов сейчас практически нет, ведь их номенклатура по сравнению с прошлым веком выросла в 10,000 раз. А ведь мы платим за вывоз коммунальных отходов на полигоны (и несмотря на это появляются несанкционированные свалки), их утилизацию и захоронение. Выходит, что закон об отходах не работает: платит не производитель товаров, а потребитель. А если бы было наоборот, мы бы вернулись и к возвратной стеклянной таре, и бумажной упаковке, и добротным качественным товарам.

Бывает и такое
В одной из скандинавских стран в передаче, рекламирующей здоровый образ жизни и ответственное отношение к окружающей среде, был показан пример организации быта современной семьи в части сохранения отходов. Напомним, население этих стран очень много платит за утилизацию бытовых отходов. Так вот, члены этой семьи задались целью сократить количество отходов у себя в доме. Они начали покупать продукты, используя вторичную стеклянную тару, заменили моющие средства на более экологичные чистящие средства, максимально применяли возвратную тару. В результате они выяснили, что 40% семейного продуктового бюджета шло на оплату упаковки в супермаркетах. Представляете, сколько денег уходит на это у российских семей?

Удивительные примеры удачной переработки вещей:
- брючные ремни из изношенных автопокрышек
- подошва летней обуви из собранных винных пробок (опыт Канады)
- система сбора алюминиевых капсул для кофемашин (Австралия)
- уличные автоматы для совмещенного сбора пластиковых бутылок и кормежки бродячих собак (Стамбул, Турция)
- специализированные центры утилизации горных лыж и сноубордов (в некоторых странах с большим числом поклонников этого вида отдыха).

Что ждет нас в обозримом будущем?

Николай Гладышев: Будущее, по моему мнению, будет определяться результатом столкновения двух тенденций. С одной стороны – неизбежное сокращение темпов роста народонаселения в результате множества естественных и спровоцированных факторов, и, как следствие, ожидаемое снижение нагрузки на окружающую среду. С другой стороны – резко возросшие риски жестких горячих противостояний между различными группами и сообществами населения планеты – все против всех. Подожженные в протестах покрышки, автомобили и разграбленные магазины покажутся детской забавой по сравнению с экологическими последствиями горячей фазы военных разборок, если это случится. 

Идет и глобальная схватка за природные ресурсы. Все современные конфликты имеют нефтегазовый привкус. Эти конфликты поглощают колоссальные средства и природные ресурсы в том числе, уничтожая ценности, созданные веками. А экология – дама дорогая, и, к сожалению, пока не в роскоши. Все знают Леонардо Ди Каприо как актера, но ведь он направил экологическим организациям 15 млн долларов и создал фонд Leonardo DiCaprio Foundation, действующий в 40 странах мира.

Можно ли рассчитывать на то, что перемена в умах отразится на реальном положении дел?

Николай Гладышев: Я бы сравнил природу с собакой: как вы к ней относитесь, так и она к вам. Приласкайте, и она благодарно лизнет вас. Пока поведение людей сродни избиению собаки, посаженной на короткую цепь. Миром должны править не политики, и тем более, не финансисты, а экологи, врачи планеты. Диагноз поставлен, методы лечения разработаны и всем известны, но пока колоссальные ресурсы идут на вооружения. 

Каждый из нас вносит свой вклад и в сохранение природы, и в ее загрязнение в зависимости от личных возможностей и понимания. Банальное «начни с себя» у каждого свое, как и упомянутый экологический след. У экологов есть лозунг – думай глобально, действуй локально. Если вы лично не можете предотвратить загрязнение Байкала, вырубку сибирской тайги «черными» лесорубами, захламление городов изношенными покрышками, сделайте хотя бы то, что вам по силам.

Галина Быкова: Помоги себе, своей семье, друзьям, своему городу, природе, даже если эта природа ограничивается цветами на подоконнике, экономией воды в кране, электричества в доме или снижением использования личного транспорта. Кажется, что это ерунда, но на самом деле подобные мелочи медленно, но верно делают мир вокруг нас лучше.

А вы знали, что
За рубежом подсчитали: на одного ребенка до трех лет приходится до 5000 подгузников, а это целая тонна отходов. Тогда появилась идея применить для изготовления одноразовых подгузников разлагаемый биопластик, тогда, после использования, их можно было бы отправлять не на свалку, а на производство компоста. Однако исследования показали высокий уровень цинка в компосте из-за кремов для предотвращения опрелостей. Цинк же в компосте вреден для почвы. Нашли другой путь: в Европе 20% населения используют подгузники многоразового использования, в том числе 15% из соображений экономии и 5% по экологическим причинам. Существуют и местные системы стирки подгузников для их оборота.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: