Жизнь после карантина-2: экономист Екатерина Маркина о пандемии, рынке и плюсах кризиса

Все ждут окончания пандемии, когда можно будет вернуться к обычной жизни. Но понятно, что мир будет другим. Мы решили понять, как он изменится. Во второй части обратились к московскому экономисту Екатерине Маркиной. Она сделала прогнозы в изменениях функционирования экономики после окончания пандемии и рассказала, что главное – не поддаваться панике и мыслить рационально.

Каковы прогнозы в изменениях работы экономических структур после снятия режима самоизоляции?

Из очевидных прогнозов – рост безработицы, снижение уровня национальной валюты, снижение уровня дохода населения, снижение покупательской способности. Бюджет государства пострадает из-за мирового падения цен и спроса на нефть.

Наиболее пострадают предприятия, ориентированные на ежедневное оказание услуг гражданам, сектор общественного питания, транспорт, туризм, предприятия культуры, досуга и развлечений. Здесь возможны максимальные сокращения рабочих мест.

Что касается крупных государственных компаний, то они, с целью сохранения высокого резерва кадрового состава, будут применять разные стратегии для сохранения рабочих мест. Например, введут неполный рабочий день.

Произойдут изменения внутри компаний, а именно – в подходах к работе. Массовый переход на удаленную работу показал, что издержки на специалиста можно заметно снизить. Плюс, это действительно удобно: большинство совещаний можно проводить онлайн. Один из больших плюсов удаленной работы для компании – возможность нанять сотрудника из региона. Также сотрудника на фрилансе не нужно обеспечивать рабочим местом и техническим оборудованием, не нужно нести ответственность за возможные производственные травмы. Так компания будет нести совершенно другие издержки.

Конечно, многое будет зависеть от тех мер, которые предпримет государство по поддержке предприятий и граждан.

Пострадали все сферы. Что хотели бы выделить лично вы?

В первую очередь – малый и средний бизнес. Основной удар пришелся на второй квартал, как будет меняться спрос в третьем и четвертом кварталах сказать сложно. Думаю, что до конца года ресторанам и салонам красоты восстановиться будет нелегко. Здесь выстраивается логическая цепочка, где домино падают одно за другим. Салоны не могут покрывать аренду помещения, но, чтобы продолжить дело, выбирают места и материалы по более низким ценам. Соответственно, может пострадать качество услуг.

Сразу другая костяшка домино – недвижимость. Если арендодатель снизит цену для арендатора, то недвижимость потеряет свою стоимость. А цена недвижимости напрямую зависит от того, какой доход она может приносить в месяц.

Еще одна цепь падающих домино – сфера образования, заметно просевшая в связи с переходом на дистанционное обучение. Нет прежней степени понимания материала, нет прямой и своевременной связи с преподавателем. Из-за сдвига единого государственного экзамена подвинутся и вступительные экзамены в университеты, далее – учебная программа и сессии. Однако, стоит отметить, что сейчас школьники и студенты стали более дисциплинировано и ответственно подходить к учебе.

Также все помнят о нестабильной ситуации с долларом и нефтью. Лучший прогноз для нас, чтобы доллар к рублю составлял 72-74. Худший прогноз – 77-79 руб. Основная проблема с нефтью сейчас – превышение предложения над спросом. Мы производим и добываем больше нефти, чем нам необходимо для продажи. Мы вынуждены опускать цены на нефть, чтобы сбыть сырье. Пока страна завязана на долларе, внутренней стабильности не будет, а значит и мировой тоже.

Ну, и хотелось бы отметить ситуацию с рынком труда. После окончания пандемии он будет перенасыщен, свободных кадров будет слишком много. Во-первых, будет сложно выявить профессионалов. Во-вторых, стоимость рабочей силы на рынке труда заметно сократится.

Ситуация действительно не безвыходная. Что бы вы посоветовали держателям бизнеса сейчас?

В первую очередь – переходить в онлайн-режим работы. Думаю, что за время режима самоизоляции все, кто могли, уже сделали это, так как такой режим работы стабилен. Во-первых, онлайн – единственное, что держит сейчас бизнес на плаву. Во-вторых, онлайн был, есть и будет популярен и востребован, так как все идет к цифровизации. Например, салоны красоты делают платные полезные эфиры, рестораны и магазины улучшили работу сайта, через который можно заказать доставку, а спортивные каналы регулярно транслируют тренировки спортсменов, или воспроизводят старые записи соревнований.  

Сейчас важно понимать, что экономический кризис – явление временное, у которого есть и плюсы. Он научил гибкости как производителей, так и потребителей. И с этим кризисом мы обязательно справимся.

 

Текст: Мария Берсудская.

,
Комментарии

Наши проекты